Обработка ошибок в Go
Рассказываем и показываем на практических примерах, как обрабатывать различные ошибки в языке программирования Go.
18К открытий24К показов
Александр Тихоненко
Ведущий разработчик трайба «Автоматизация бизнес-процессов» МТС Диджитал
Механизм обработки ошибок в Go отличается от обработки исключений в большинстве языков программирования, ведь в Golang ошибки исключениями не являются. Если говорить в целом, то ошибка в Go — это возвращаемое значение с типомerror
, которое демонстрирует сбой. А с точки зрения кода — интерфейс. В качестве ошибки может выступать любой объект, который этому интерфейсу удовлетворяет.
Выглядит это так:
В данной статье мы рассмотрим наиболее популярные способы работы с ошибками в Golang.
- Как обрабатывать ошибки в Go?
- Создание ошибок
- Оборачивание ошибок
- Проверка типов с Is и As
- Сторонние пакеты по работе с ошибками в Go
- Defer, panic and recover
- После изложенного
Как обрабатывать ошибки в Go?
Чтобы обработать ошибку в Golang, необходимо сперва вернуть из функции переменную с объявленным типом error
и проверить её на nil
:
Если метод возвращает ошибку, значит, потенциально в его работе может возникнуть проблема, которую нужно обработать. В качестве реализации обработчика может выступать логирование ошибки или более сложные сценарии. Например, переоткрытие установленного сетевого соединения, повторный вызов метода и тому подобные операции.
Если метод возвращает разные типы ошибок, то их нужно проверять отдельно. То есть сначала происходит определение ошибки, а потом для каждого типа пишется свой обработчик.
В Go ошибки возвращаются и проверяются явно. Разработчик сам определяет, какие ошибки метод может вернуть, и реализовать их обработку на вызывающей стороне.
Создание ошибок
Перед тем как обработать ошибку, нужно её создать. В стандартной библиотеке для этого есть две встроенные функции — обе позволяют указывать и отображать сообщение об ошибке:
errors.New
fmt.Errorf
Метод errors.New()
создаёт ошибку, принимая в качестве параметра текстовое сообщение.
С помощью метода fmt.Errorf
можно добавить дополнительную информацию об ошибке. Данные будут храниться внутри одной конкретной строки.
Такой способ подходит, если эта дополнительная информация нужна только для логирования на вызывающей стороне. Если же с ней предстоит работать, можно воспользоваться другими механизмами.
Оборачивание ошибок
Поскольку Error
— это интерфейс, можно создать удовлетворяющую ему структуру с собственными полями. Тогда на вызывающей стороне этими самыми полями можно будет оперировать.
Представим другую ситуацию. У нас есть метод, который вызывает внутри себя ещё один метод. В каждом из них проверяется своя ошибка. Иногда требуется в метод верхнего уровня передать сразу обе эти ошибки.
В Go есть соглашение о том, что ошибка, которая содержит внутри себя другую ошибку, может реализовать метод Unwrap
, который будет возвращать исходную ошибку.
Также для оборачивания ошибок в fmt.Errorf
есть плейсхолдер %w
, который и позволяет произвести такую упаковку.:
Проверка типов с Is и As
В Go 1.13 в пакете Errors появились две функции, которые позволяют определить тип ошибки — чтобы написать тот или иной обработчик:
errors.Is
errors.As
Метод errors.Is
, по сути, сравнивает текущую ошибку с заранее заданным значением ошибки:
Если это будет та же самая ошибка, то функция вернёт true
, если нет — false
.
errors.As
проверяет, относится ли ошибка к конкретному типу (раньше надо было явно приводить тип ошибки к тому типу, который хотим проверить):
Помимо прочего, эти методы удобны тем, что упрощают работу с упакованными ошибками, позволяя проверить каждую из них за один вызов.
Сторонние пакеты по работе с ошибками в Go
Помимо стандартного пакета Go, есть различные внешние библиотеки, которые расширяют функционал. При принятии решения об их использовании следует отталкиваться от задачи — использование может привести к падению производительности.
В качестве примера можно посмотреть на пакет pkg/errors
. Одной из его способностей является логирование stack trace:
Defer, panic and recover
Помимо ошибок, о которых позаботился разработчик, в Go существуют аварии (похожи на исключительные ситуации, например, в Java). По сути, это те ошибки, которые разработчик не предусмотрел.
При возникновении таких ошибок Go останавливает выполнение программы и начинает раскручивать стек вызовов до тех пор, пока не завершит работу приложения или не найдёт функцию обработки аварии.
Для работы с такими ошибками существует механизм «defer, panic, recover»
Defer
Defer
помещает все вызовы функции в стек приложения. При этом отложенные функции выполняются в обратном порядке — независимо от того, вызвана паника или нет. Это бывает полезно при очистке ресурсов:
Panic
Panic
сигнализирует о том, что код не может решить текущую проблему, и останавливает выполнение приложения. После вызова оператора выполняются все отложенные функции, и программа завершается с сообщением о причине паники и трассировки стека.
Например, Golang будет «паниковать», когда число делится на ноль:
Также панику можно вызвать явно с помощью метода panic()
. Обычно его используют на этапе разработки и тестирования кода — а в конечном варианте убирают.
Recover
Эта функция нужна, чтобы вернуть контроль при панике. В таком случае работа приложения не прекращается, а восстанавливается и продолжается в нормальном режиме.
Recover всегда должна вызываться в функции defer
. Чтобы сообщить об ошибке как возвращаемом значении, вы должны вызвать функцию recover в той же горутине, что и паника, получить структуру ошибки из функции восстановления и передать её в переменную:
После изложенного
Можно ли игнорировать ошибки? В теории — да. Но делать это нежелательно. Во-первых, наличие ошибки позволяет узнать, успешно ли выполнился метод. Во-вторых, если метод возвращает полезное значение и ошибку, то, не проверив её, нельзя утверждать, что полезное значение корректно.
Надеемся, приведённые методы обработки ошибок в Go будут вам полезны. Читайте также статью о 5 главных ошибках Junior-разработчика, чтобы не допускать их в начале своего карьерного пути.
18К открытий24К показов