Основы работы над мобильным приложением как продуктом — опыт AIBY
Разбираемся, как найти слабые места и возможности для улучшения в вашем продукте.
2К открытий2К показов
Чтобы сделать хороший продукт, продакт-менеджеру необходимо решить массу задач. Критерий успешности различается в зависимости от типа продукта. Одним важно свести юнит-экономику, другим — создать сильное сообщество пользователей с высокой степенью удержания.
Дмитрий Хританков
Product Manager приложений HitFit и HitMeal в минском офисе AIBY
Я успел поработать с различными B2C мобильными приложениями в области Health&Fitness и поделюсь основными принципами, которыми я руководствуюсь в работе. Давайте договоримся, что мы рассматриваем продукт, который уже существует.
Итак, начнем!
Стадии развития продукта
Для начала определите, на какой стадии развития находится продукт. Есть классический lifecycle продукта:
Этот график всем хорош, но у меня есть вопросы к оси Sales (особенно если вы монетизируете продукт). Поэтому я предпочитаю определять для себя следующие категории:
- молодой продукт, который вышел недавно, либо продукт, который резко сменил направление деятельности. В таком проекте, как правило, не хватает очевидных фичей, он находится на стадии MVP или близкой к нему. Чаще всего, в таком продукте не сходится юнит-экономика;
- продукт, который на рынке уже некоторое время. В нем, на первый взгляд, есть всё, но что-то не так с ключевыми метриками, которые преследует бизнес;
- зрелый продукт, который перестает (или перестал) расти по денежным и продуктовым метрикам и вы хотите его взбодрить, чтобы достигать новых амбициозных планов.
Определите, что у вас за продукт и изучите основные продуктовые метрики по активации и удержанию пользователя, финансовые показатели; посмотрите, когда удержание в продукте выходит на плато и проанализируйте конкурентов (возможно, конкуренты ушли по фичам далеко вперёд).
Совет: при анализе конкурентов, смотрите не только на топовых игроков, но и на тех, у кого хорошая тенденция в росте. Также, не слишком зацикливайтесь на том, что делает конкурент. Стоит быть немного параноиком и помнить, что, возможно, вы попали в тестовую группу и не факт, что то, что вы видите, работает лучше всего.
Поздравляю, вы уже погрузились в продукт!
Видение продукта
Теперь пришло время определить видение продукта. Подумайте, какие у вас цели, а также сколько времени, усилий и других ресурсов вы готовы потратить. Существуют разные фреймворки и темплейты по составлению видения продукта. Я люблю использовать формат: «Мы предлагаем __ (опишите, чем уникален/будет уникален ваш продукт, каким свойством, фичёй или фичёй с уникальным свойством он обладает), чтобы пользователь __ (опишите, какую задачу пользователь должен решать, возвращаясь в ваш продукт)». Если есть необходимость раскрыть суть больше, напишите пояснение. Например, у нашего фитнес-приложения следующее видение: «Мы предлагаем удобные форматы качественных тренировок с простым поиском, чтобы пользователь хотел каждый день заниматься фитнес-активностями».
Периодически проверяйте сформированное видение на предмет актуальности. Готовое видение продукта поможет выстраивать стратегию и фичи. В общем, подводить все итерации, что вы делаете с продуктом, к одному знаменателю.
Продуктовые метрики
Дальше переходим к работе с метриками. Признаюсь честно, я люблю использовать воронку «пиратских» метрик.
Все метрики, которые анализирую, раскладываю по местам в этой воронке, чтобы понимать, в какую часть продукта нужно направить фокус работы.
Метрики Acquisition оставим маркетологам — только поделюсь, что полезного можно узнать у маркетинга для продукта:
- CTR рекламных креативов. Надеюсь, ваша маркетинговая команда креативная и тестирует разные концепты. Таким образом, у вас есть прекрасная возможность понять по креативам, чего не хватает вашему продукту и что интересно пользователям;
- конверсия в сторе. Посмотрите, что на ваших первых промо-скринах. Пробовали ли вы тестировать расположение разных фичей и выясняли ли, на что получаете больше реакций? Что на первых местах располагают ваши конкуренты? Эта информация также окажется полезной для анализа и дальнейшего применения.
Затем следует анализ метрики Activation.
Ниже приведу несколько пунктов, на которые нужно обратить внимание.
Прохождение онбординга — отметьте, где отваливаются ваши пользователи. Возможно, вы задаёте лишние вопросы или формулируете их неправильно? (например, в фитнес-приложениях лучше спрашивать про target areas, а не problem zones). Помните, что онбординг ни в коем случае нельзя оценивать лишь с точки зрения процента его прохождения. Смотрите на конверсию в покупку или активацию в выполнение первого действия.
Постройте путь пользователя в первую сессию. Это позволяет сделать большинство современных событийных аналитик, таких как Amplitude и Mixpanel.
В нашем продукте мы опирались на построение пути первой сессии пользователя после совершения покупки, чтобы определить, стоит ли нам именно сейчас работать с активацией (для нас это выполнение тренировки), есть ли там проблемы и если есть, то где. Это позволяет направить мыслительный и исследовательский процесс на те фичи, которые будут помогать улучшать узкие места.
Вот пример такого анализа:
Совет: В первом блоке прописывайте 100, как будто это количество пользователей и далее в каждой ветке также указывайте количество пользователей. Так с помощью деления вы сразу сможете посчитать процент конверсии.
Совет 2: Посмотрите, какой шаг совершают пользователи после первого полезного действия в приложении. Именно то, куда идут люди и что делают — прекрасная точка для работы и фичей направленных на улучшение удержания.
Найдите и изучите вашу core feature. Core feature — это особенность, из-за которой пользователи возвращаются в приложение. Я бы назвал ее золотой серединой, по которой судят ваш продукт. Это и не базовая фича, и не wow/a-ha/satisfier фича. Для начала отстройте продукт от своей core feature. Подумайте, что хотите улучшить: активацию или возврат пользователей с помощью фичи (почитайте про hook canvas). Что сейчас нужнее и даст больший результат. Максимально «отшлифовывайте» её и упрощайте путь взаимодействия.
Например, в нашем фитнес-приложении мы определили формат контента, который лучше всего активирует и удерживает пользователя. Постоянно работаем над этой фичей, при этом добавляя новые, чтобы дать больше ценности продукту.
Совет: Пробуйте вовлекать в фичу уже на онбординге. Не показывайте пользователю картинки того, что есть в приложении, а дайте сделать шаг в активацию/выбор. Проведите A/B тесты различных вариантов. Экраны онбординга (если он не первый) — одно из лучших и простых мест для A/B тестирования.
Проведите анализ по основным сегментам. Пользователи с разными социально-демографическими характеристиками могут отличаться поведением. Стоит уделить время аналитике. Благодаря такому анализу, мы выяснили, что в наше приложение следует добавить тренера мужского пола (до этого была только женщина-тренер) и проработать содержание контента для мужчин.
Слушайте текущих и потенциальных пользователей. Если вы готовы вкладываться в развитие продукта, занимайтесь качественными исследованиями (инструменты UserZoom и UserTesting). Доступ к реальным людям позволит получить инсайты. Задавайте интересующие вопросы и тестируйте прототипы.
Если возможности проводить тестирование нет, внедрите фичи оценок. Так у пользователя будет ощущение персонализации, а у вас — информация, что нужно доработать.
Конечно же, не забывайте классику: отзывы в магазине приложений и обращения в службу поддержки.
Следите за трендами. Просто, чтобы оставаться актуальными. Мы периодически делаем исследования фитнес-индустрии: что популярно в тренажерных залах, каково влияние пандемии, изменилась ли ситуация. Держите руку на пульсе, ведь завтра условный Netflix может выпустить популярный сериал, где главная героиня любит заниматься тренировками с массажным роликом и это станет новым трендом. Думайте про новое, но рассматривайте это как возможности, очень сырые и неопределенные гипотезы.
После проделанной работы у вас сформируется более полное представление о продукте. Разложите найденные знания и слабые места по AARRR воронке еще раз и ответить себе на вопрос, за что вы хотите браться первую очередь. Сфокусируйтесь на одной области метрики в одном промежутке времени. Бывает, что нужно всё и сразу. В этом случае рекомендую чередовать по релизам работу с разным набором метрик (например, install-trial в одном, trial-paid в другом, retention в третьем).
Roadmap продукта
Итак, после определения части воронки, на которой фокусируемся, разработайте roadmap на полгода вперед. Это оптимальный отрезок времени, чтобы у всех была возможность верхнеуровневого планирования и вы были гибкими в изменении планов.
Совет: рекомендую заниматься фазой планирования в июне (когда прошли WWDC и Google I/O и знаете, чего ждать) и в декабре.
Стоит отметить, что что-то в roadmap добавляется по ходу полугодия, что-то убирается ввиду того, что валидация фичи с треском проваливается и это нормально. Почему? Дело в том, что у меня за несколько лет работы ни разу не получилось сформировать roadmap из целиком и полностью спланированных и валидированных фичей. Правда не знаю, как такое возможно. Поэтому для меня roadmap — это дорожная карта, а не таймлайн релизов и я спокойно отношусь к тому, что он претерпевает изменения. Чего и вам советую ?
2К открытий2К показов