Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

А правда, что в аудиостримингах рекомендации рандомные? Разбор мифов от Звука и Tproger

Отредактировано

В этой статье обсуждаем самые любопытные мифы о стриминге музыки и подкастов, системах рекомендаций и качестве звука.

2К открытий2К показов
А правда, что в аудиостримингах рекомендации рандомные? Разбор мифов от Звука и Tproger

Слушать музыку можно по-разному. Кто-то предпочитает аналоговые методы, например, винил или FM-радио, а другие становятся постоянными пользователями стримингов — таких, как Звук. К какой бы группе вы ни относились, вы наверняка сталкивались со множеством мифов про аудио, разобраться в которых можно только с людьми шарящими. Именно таких гостей Звук собрал в своем новом подкасте «Бит за бит», где ребята говорят о работе в музыкальных и стриминговых сервисах и заглядывают в закулисье разработки. Первый выпуск про аналоговое VS цифровое качество уже можно послушать в приложениях Звук, Яндекс Музыка, Apple Podcasts и Castbox, а самые любопытные мифы про музыку, подкасты и другие звуки обсудим прямо здесь и сейчас.

?Качественный звук очень непросто распознать и измерить. Или все-таки можно?

Восприятие звука может меняться на разных этапах, в зависимости от того, как и где было записано аудио, в каком формате вы его слушаете, какие наушники используете, да и просто от того, насколько натренирован ваш слух. Из-за этого оценить качество звука одним общим показателем невозможно. Словом, чаще всего «качеством» мы называем субъективную величину — то, насколько нам звук нравится. По разным данным, услышать разницу между mp3 в наилучшем качестве (320-м битрейте) и аудио-CD могут только 15% людей. Это значит, что чаще всего качественный звук для людей выражается не в технических характеристиках, а в классности и релевантности контента.

Первое, что вы можете сделать, чтобы расслышать высокое качество аудио — это купить смартфон с хорошим ЦАПом (цифро-аналоговым преобразователем). Ещё влиять на конечный результат будут ваши наушники: если они будут проводными, вы получите лучший результат.

?А правда, что в стримингах рекомендации часто выпадают рандомно?

Если в ваших рекомендациях появился трек или подкаст, который кажется абсолютно случайным, то это не рандом и не знак судьбы — все предложения подбираются алгоритмами осознанно, на основе ваших данных. Просто иногда эти данные могут быть неочевидными.

Чтобы определить, какое звучание нравится пользователю, используются не только жанровые теги и лайки, но и спектрограммы треков. Это схемы, которые отражают частоты, время и колебания частот на каком-то временном промежутке аудио.

Так выглядит спектрограмма:

А правда, что в аудиостримингах рекомендации рандомные? Разбор мифов от Звука и Tproger 1
У нас было несколько интересных кейсов, когда пользователь приходил и жаловался: «Я слушаю русский рок, а мне рекомендуется классика!»Мы начали разбираться, как ему строятся рекомендации. Посмотрели: ага, вот тут одна русская группа, она имела общие треки с неким симфоническим оркестром, с которым они записывались вместе. А вот другая русская группа, которую он слушал, и она тоже имела с этим симфоническим оркестром общие записи. Логично получается, что пользователю надо порекомендовать симфонический оркестр, поскольку там общие треки. Хотя это не очевидно…

? Новые «музыкальные волны» в стримингах — это просто интернет-радио?

Главное отличие волн от радио — в принципе составления этого потока. На радио, даже в онлайне, всегда есть ротация, когда из горячих и уже остывающих хитов составляют потоки разной длительности. Более того, это массовое вещание, при котором эфир не подстраивается под конкретных слушателей или хотя бы отдельные города и регионы.

Волны, в отличие от любого радио, бесконечны и формируются на основе не только мнения редакции, но и пользовательских настроек. Другими словами, волна — это радиоэфир, на который вы можете влиять. Вовлечённость в процесс сказывается на среднем времени прослушивания потока: 43 минуты у волн в стримингах против 15 минут у традиционного радио.

Всё самое интересное происходит, когда пользователь открывает страницу с Волнами и выбирает конкретную. В мобильном приложении от него идёт запрос к нам на сервер, у нас GraphQL API, и когда этот запрос приходит, в нашей микросервисной архитектуре выбирается тот набор контента, который сейчас интересен пользователю. Например, в числе прочих факторов мы ориентируемся на то, где сейчас пользователь находится, в каком он часовом поясе. Потому что в Москве и во Владивостоке может быть даже разный день. Соответственно, мы хотим давать этим пользователям разную музыку.

?Хорошего звучания не добиться без дорогущей техники, или есть лайфхаки?

Качество зависит как от оборудования — наушников или мониторов, — так и от самого аудиоформата. В Звуке мы решили сделать своей фишкой музыку без потери качества, поэтому первыми из российских аудиосервисов создали HiFi-медиатеку. Такие треки при воспроизведении используют кодек FLAC, предназначенный для сжатия аудиоданных без потерь. И что еще важно, вы можете сами настраивать качество звука сразу в сервисе. Только в Звуке доступно HiFi-качество, которое является самым высоким стандартом звучания.

Другие искажения в звуке будут зависеть от устройств. Если вы включаете музыку, например, на подключенной по bluetooth-колонке или беспроводных наушниках, то качество ухудшится.

Дело в том, что bluetooth как протокол передачи аудио изначально рассчитан на максимальное снижение энергопотребления. Там используется такой аудиокодек, который очень сильно режет все частоты. Он накладывается поверх кодека mp3, который используется в подавляющем большинстве аудиостримингов — на выходе после декодирования получается что-то непонятное. Напоминает попытку приготовить идеальный стейк из замороженного мяса.

У команды Звука есть ещё огромное количество данных о звуке цифровом, и в подкасте «Бит за бит» ребята сопоставляют его с аналоговым, приглашая в студию диджеев, блогеров, CPO аудиосервисов и других экспертов. Слушайте первый выпуск и следите за обновлениями в приложениях Звук, Яндекс Музыка, Apple Podcasts и Castbox. Stay tuned!

Реклама ООО «Звук»

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
2К открытий2К показов