16.06, ООО «ВК»
16.06, ООО «ВК»
16.06, ООО «ВК»

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника

Да-да, мы про бегущие зеленые символы и отсутствие мышки. Разбираем киноляпы, которые айтишники не простят даже любимым фильмам.

3К открытий7К показов
Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника

Часто технологии в кино — настоящая боль для тех, кто что-то в них понимает. Особенно это касается программирования: взломы Пентагона одной кнопкой вызывают у айтишников легкую паническую атаку. В статье расскажем о самых смешных косяках из культовых (и не только) фильмов.

«Будем надеяться, что ваш адресат не слишком продвинутый юзер»

Это наш фаворит. Следователь просит айтишника выйти на компьютер, с которого рассылались письма. Действия прогера: открыть консоль, ввести ipconfig и получить… свой IP-шник. Пользуйтесь.

Взломать инфраструктуру США за минуту

В фильме «Крепкий орешек 4.0» Джону Макклейну опять нужно спасти страну, но в этот раз от хакеров, которые хотят взломать США (полностью). Один из таких «айтишников» Габриэль и его команда за считанные минуты взламывают системы управления транспортом, энергосетями и финансовыми рынками США. Один из хакеров стучит по клавиатуре, вводит какой-то «алгоритм», и на экране появляются мигающие окна с надписью Access Granted.

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 1

А в еще одной сцене говорится, что хакер взломал системы ПВО чуть ли ни одним кликом — он явно лучший в своем деле. И куда же без взрыва дома нажатием кнопки Delete.

Но все мы понимаем, что это бред и красивая картинка. Реальные системы критической инфраструктуры защищены многоуровневыми протоколами безопасности, включая физическую изоляцию (air-gapped системы). Взлом такого масштаба потребовал бы месяцы подготовки, доступ к инсайдерской информации и специализированное оборудование, а не просто ноутбук и пару минут. К тому же, координация такого количества атак в реальном времени практически невозможна.

Отслеживание хакера по цифровому следу

В «007: Координаты “Скайфолл”» Q (Бен Уишоу) подключается к ноутбуку злодея Сильвы и пытается отследить его местоположение через цифровой след. На экране появляется карта мира с мигающими линиями, показывающими, как сигнал прыгает между серверами в разных странах, и Q за минуту определяет, что хакер в Лондоне. Всё это сопровождается красивой 3D-графикой.

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 2

В реальности же хакеры используют VPN, Tor или цепочки прокси-серверов, чтобы скрыть свой реальный IP. Даже если Q видит IP, он принадлежит прокси, а не реальному устройству. Вычислить конечный адрес за минуту невозможно — это требует анализа логов множества серверов — это может занять дни и даже недели. Вдобавок ко всему очень красивые карты с прыгающими линиями — выглядит правдоподобно, мы в это верим. На самом деле трассировка делается через утилиты вроде traceroute, и выглядит как скучный список IP-адресов. Без судебных запросов к провайдерам точное местоположение не найти.

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 3

Чип в тузе пик

Да, мы про ту самую сцену из «Иллюзии обмана 2». Всадники спрятали «чип, способный взломать любое устройство в мире» в игральной карте, которую можно бросать, гнуть и делать с ней все, что угодно.

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 4

На самом деле микрочипы, особенно такие мощные, требуют защиты от физических повреждений, электромагнитных помех и статического электричества. Их не засовывают в бумажные карты, которые можно, например, случайно порвать. Реальный чип был бы в прочном корпусе с питанием — в общем, его бы точно нашли при обыске. А еще идея «взлома всех устройств» — это голливудский миф. Даже самые мощные чипы работают в связке с софтом и сетями — давайте оставим магию в Хогвартсе.

Приближение изображений с камер без потери качества

Есть очень много примеров, когда полицейский или охранник несколько раз жмет на кнопку и видео чудесным образом приближается в несколько раз и становится в качестве только лучше. Такое было и в фильме «Враг государства» с Уиллом Смитом. Сцен было несколько. В первой крайне сложно разглядеть даже силуэт человека (приближалось изображение слева):

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 5

Другая сцена выглядит еще более абсурдной (таймкод: 30:00). В ней герой Джека Блэка просит айтишника увеличить изображение, чтобы заметить, что изменилась тень, которую отбрасывает пакет. При этом само видео можно было крутить на 180 градусов и приближать до такой степени, что там практически видно материал ткани. Напоминаем, это 1998 год.

Смотрите, вот кадр с камеры наблюдения. У героя в красном в руке пакет (честно, даже непонятно, что это пакет):

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 6

А вот до такой степени можно было этот пакет детализировать:

Технологии в кино: 5 эпичных косяков, которые могут выбесить любого айтишника 7

На самом деле разрешение видеокамеры фиксировано, и увеличение изображения не добавляет новых данных — вы просто получаете размытые пиксели. Технологии «улучшения» из пикселей не создают детали, которых нет в оригинале. Реальные методы анализа изображений требуют сложных алгоритмов и всё равно ограничены качеством исходника.

Всегда нужно помнить, что кино — это про искусство и художественный вымысел. Хакеров изображают гениями, а компьютерные технологии пытаются выставить более инновационными. Если хакеры действительно гении, то с технологиями режиссеры часто заигрываются. Правда, есть проекты, на которых приглашали реальных взломщиков в качестве консультантов, и один из таких — «Мистер Робот».

А мы советуем вам не воспринимать всерьез все, что показывают на экране и относиться к разным косякам с юмором (и пониманием).

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
3К открытий7К показов