Обложка статьи «Пошаговый гайд, который поможет сделать дизайн сайта с нуля. Часть первая: разбираемся, какой сайт вам нужен»

Пошаговый гайд, который поможет сделать дизайн сайта с нуля. Часть первая: разбираемся, какой сайт вам нужен

Анна Гореванова

Анна Гореванова, дизайнер группы разработки карты рассрочки «Совесть» (QIWI)

Должны ли разработчики знать основы дизайна или дизайнеры должны уметь программировать? Это спорный вопрос, на который каждый сам для себя находит ответ. Однако с учётом растущего тренда у работодателей на кросс-функциональность специалистов, несомненным плюсом для программиста будет понимание того, как использовать и сочетать графические элементы, шрифты и цвета на сайте. Да и во фрилансе это позволит реализовывать более сложные и высокооплачиваемые проекты, где качество нередко оценивается не только с точки зрения функциональности, но и креатива.

Гайд состоит из трёх частей. Эта посвящена сбору необходимой информации, следующая рассказывает о разработке визуальной концепции сайта, а в заключительной собраны инструменты для проектирования макета.

***

«Это бессмысленно», — сказал разум.
«Это нелепо», — заметил опыт.
«Это бесполезно», — отрезал здравый смысл.
«О, вот так красиво!» — обрадовался заказчик.

Брифинг

В процессе разработки сайта оформление — не самая первоочерёдная задача. Сначала необходимо провести бриф с заказчиком и определить основную цель. Это, как минимум, защитит от возможных переделок, когда сверстал уже половину сайта, а клиент говорит, что не это имел в виду (хотя от мелких правок всё равно никуда не деться). Но дизайн тесно переплетается с концепцией сайта и его функциональным направлением. Поэтому прежде, чем садиться за разработку макетов и сочетание шрифтов, рекомендую узнать детально:

  • Чем занимается компания?
  • Какое целевое назначение сайта для бизнеса (для осуществления продаж, генерации лидов, информирования или укрепления бренда и прочее)?
  • Кто целевая аудитория сайта (какие социально-демографические характеристики, стиль жизни, что их мотивирует и расстраивает)?
  • Есть ли у заказчика понимание или видение того, какую функциональность должен обеспечивать сайт?
  • Какую задачу или «боль» пользователя решает компания посредством сайта?
  • Имеется ли брендбук или фирменный стиль?
  • Кого компания считает своими конкурентами?
  • Какие сайты с точки зрения дизайна (референсы) нравятся?

Конечно, когда заказчик даёт вам готовый и качественно прописанный брендбук, ваша задача — просто разобраться с ним (какие цвета, какие шрифты, какого рода будут картинки, фотографии и даже композиция). По сути, визуальный стиль сайта уже сделали за тебя, осталось спроектировать, грамотно всё расположить и сверстать. А вот если брендбука нет, то подбор шрифтов, цветов, да и визуального стиля в целом ложится на ваши плечи. Если, конечно, заказчик не приложил к ТЗ дизайнера. 🙂 Но не стоит паниковать, разделите слона на части и действуйте пошагово.

Дизайн сайта определяет его цель

Представьте, какой сайт решит задачу сбора заявок на концерт, а какой — онлайн-продажу товаров для дома? Явно у первого должна быть форма заявки, а у второго — карточки товаров, корзина, фильтрация, онлайн-оплата и так далее. Такую разную функциональность невозможно сделать по одному шаблону. Существуют определённые категории сайтов, которые помогут не только понять, чего хочет заказчик, но и оценить трудоёмкость проекта и его функциональность.

Ниже рассмотрим наиболее распространённые типы сайтов.

Сайт-визитка (landing page)

Одностраничник, который обычно имеет одно целевое действие — подать заявку/заказать звонок. Самый простой в техническом исполнении, содержит всякие описания, преимущества, партнёров и пр. Здесь есть где разгуляться дизайнеру — одностраничник должен быть красивым, запоминающимся и с wow-эффектом, чтобы посетитель оставил-таки заявку.

Пример лендинга программы лояльности «Совести»:

 

https://sovest.ru/loyalty_info

Корпоративный сайт

Создаётся компаниями, чтобы рассказать клиентам о себе — кто мы такие, чем занимаемся, наша миссия, контакты, структура, портфолио и прочее. Может быть нужен

  • для информирования, чтобы клиент в случае необходимости мог прочитать про компанию;
  • для продаж (портфолио, контакты, заявка на обратный звонок);
  • как вариант, для лояльности (ведение блога).

Уже более сложный, чем визитка. И нужно, как минимум, продумать удобную навигацию по всем разделам. Скорее всего, для дизайна корпоративного сайта вам дадут гайдлайны или некий брендбук, так что экспериментировать с цветами и шрифтами не придётся.

Пример — сайт карты рассрочки «Совесть» включает в себя основную информацию о продукте, блог, а также сервисную часть с личным кабинетом, графиком платежей и пополнением карты.

https://sovest.ru/

Сайт-витрина

Интернет-магазин продуктов или услуг компании, но без системы оплаты, проще говоря, каталог. Может быть похож на лэндинг, если товаров или услуг всего три, но обычно речь идёт про больший ассортимент товаров, где уже требуются фильтры, категории. Сделать заказ можно только по телефону, назвав понравившиеся товары, без корзин и оплаты.

Пример — сайт компании Mary Kay, которая занимается сетевой продажей косметики. Там есть большой и красивый каталог товаров, но купить можно только через консультанта.

https://www.marykay.ru

Интернет-магазин

Это витрина с корзиной и возможностью онлайн-оплаты товаров. Имеет более сервисный характер, чем предыдущие (не только информирование). Здесь UX и юзабилити играют более важную роль, поскольку пользователь остаётся наедине с сайтом и решает с помощью него свою задачу, тогда как на витрине и одностраничнике покупку могут докрутить специалисты колл-центра.

Здесь уже нужно умерить своего внутреннего художника и не применять супер-дизайнерские визуальные тренды, поскольку это будет путать и отвлекать пользователя. Чем сложнее структура, тем проще должен быть визуальный стиль.

Пример — Aliexpress, сайт интернет-магазина во всей красе.

https://aliexpress.ru

Портал

Сайт, который объединяет разные информационные и сервисные функции — почту, новости, блог, вакансии, форумы и др. Пример — Яндекс, Хабр, даже Вконтакте тоже можно назвать порталом.

Как думаете, насколько сложно такое сделать? 🙂 Даже если это будет не настолько крупный портал, для его создания нужно не только сделать продуманные с точки зрения UI и UX макеты, но и иметь немалые технические мощности, ведь предполагается, что посещаемость у порталов высокая.

Пример — сайт Мэра Москвы, там и новости, и статьи, и услуги.

https://www.mos.ru

Зачем изучать конкурентов и на что обращать внимание?

Сайт не существует в вакууме. Когда пользователь принимает решение, например, о покупке, он выбирает между компанией-заказчиком и её конкурентами. И путь между ними составляет всего один клик переключения вкладки в браузере.

Есть как минимум три причины посмотреть сайты конкурентов:

  • Понять общую ситуацию на рынке. Кто какие продукты/услуги предоставляет, кто большой и лидер, а кто маленький, но быстрорастущий, кто на какие ЦА ориентирован и какую функциональность предоставляет. Обычно это задача заказчика — разобраться со всем этим и передать вам, но не всегда бывает праздник на нашей улице.
  • На основе этого определить, какую функциональность стоит и не стоит делать на вашем сайте. Важно выявить точки паритета и дифференциации: не проигрывать конкурентам (у всех есть фильтрация по цене, а у меня нет, хотя пользователям это нужно) и при этом отличаться от конкурентов (у меня есть фильтрация по цвету, а у других нет).
  • Красть как художник. Посмотрите референсы, чтобы синхронизироваться во вкусах с заказчиком, взять на заметку способы реализации той или иной фичи, а также переиспользовать существующий пользовательский опыт. Люди уже привыкли, что на сайтах вот такое расположение корзины, им будет странно, если у вас будет что-то офигенно-хитро-креативно-необычное.

Mobile First или не First?

Откуда начать — с веба или с мобилки? Дизайн сайта нередко сегодня начинается не с web-версии, а с мобильной. Люди всё больше и больше онлайн-времени проводят в мобильных устройствах, а не за широкими экранами. Из-за этого больше внимания стоит уделять мобильной версии, поскольку с большей вероятностью пользователи будут взаимодействовать именно с ней. Рекомендую начинать дизайн с мобильной версии, а потом уже адаптировать элементы под более широкие экраны — так вы избежите ситуации, когда красивый и изысканный блок на широком экране не понятно, как адаптировать под мобилу (которая важнее).

Но, опять же, подходите к этому вопросу осознанно: проанализируйте, где больше сидит ваша целевая аудитория? В каких условиях пользователь вероятнее будет решать свою задачу при помощи вашего сайта — сидя дома или на работе за ноутбуком или перебегая между станциями метро с телефоном и пакетами наперевес?

***

Другие части серии