Вячеслав Шарунов

Человек обыграл ИИ в StarCraft со счётом 4:0

Состоялся первый в истории поединок ИИ против человека в дисциплине StarCraft. Люди продолжают оставаться лучшими. Пока.

3765

31 октября 2017 года состоялся поединок между профессиональным игроком StarCraft Сонг Бьёнг-гу и четырьмя различными ИИ. Человек одержал победу в каждом из боёв. Один из ботов был разработан лабораторией Facebook FAIR, остальные — программистами из Австралии, Норвегии и Южной Кореи.

Человек против ИИ

Соревнование проходило в университете Седжона в Сеуле, Южная Корея, где с 2010 года проводятся ежегодные соревнования ИИ в дисциплине StarCraft. В предыдущие годы матчи проходили только между ботами и были организованы Институтом электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE).

Несмотря на то, что прошедшие в Сеуле поединки не привлекли такого внимания, как матчи между AlphaGo и профессионалами по игре го, они всё же имеют большое значение в развитии ИИ. Исследовательское сообщество считает StarCraft особенно сложной игрой для ботов. После успехов AlphaGo в го и некоторых достижениях ИИ в шахматах и играх Atari внимание учёных переключилось на идею обучения ИИ стратегиям реального времени, таким как StarCraft.

В отличие от всё того же го, в котором возможен постоянный контроль всего игрового поля, за счёт чего игроки могут на первом шаге разработать стратегию игры, StarCraft требует использовать память и на ходу разрабатывать тактику внутри ограниченного и виртуального игрового мира. В результате StarCraft становится эффективным инструментом, помогающим ИИ сделать шаг вперёд в развитии.

Прошедшие бои — только начало

Множество профессиональных игроков StarCraft сказали, что готовы провести поединки против ботов в режиме прямого эфира, наподобие матчей AlphaGo. Руководители проекта DeepMind уже выразили согласие на организацию подобных матчей в будущем.

Возвращаясь к прошедшим матчам, стоит отметить, что общее затраченное Сонгом на 4 матча время составило всего 27 минут. Самый долгий матч длился 10,5 минут, самый короткий — всего 4,5 минуты. И это несмотря на тот факт, что боты могли передвигать своих юнитов намного быстрее человека, а также одновременно управлять несколькими задачами.

Норвежский бот, например, в один момент времени достиг скорости в 19 тысяч действий в минуту. Это при том, что профессиональные игроки не могут совершать более нескольких сотен действий в минуту.

Интересная стратегия ведения боя

Человек-победитель отметил в послематчевом интервью:

Ким Кюн-джонг, профессор компьютерных технологий университета Седжона, сказал, что действия ботов были ограничены, отчасти, из-за отсутствия доступных данных для подготовки. Он также добавил, что AlphaGo сумел победить чемпионов в го лишь благодаря изучению большого количества проведённых матчей профессионалами-людьми.

Перспектива развития

Отметим, что Google уже давно демонстрирует желание обучить ИИ игре в StarCraft. Также в этом стремлении к ней присоединились Facebook и Alibaba. В августе же 2017 года DeepMind и разработчик StarCraft компания Blizzard выпустили долгожданный набор инструментов разработки ИИ, совместимый с версией StarCraft II, наиболее популярной среди профессионалов.

Эксперты уже предсказывают полный крах человеческого доминирования в StarCraft. По словам Йунг Хан-мина, профессора компьютерных наук университета науки и техники Южной Кореи, когда боты ИИ будут оснащены системами принятия решений высокого уровня, такими как AlphaGo, люди перестанут быть способными их победить.

3765