Как автоматизация операций помогает сделать сервис удобным для клиентов и сотрудников
Опыт разработки и запуска корпоративного проекта, который помог автоматизировать рутинные операции и очень обрадовал бухгалтера.
848 открытий864 показов
В один из суетливых дней на пороге отдела разработки появился технический директор с горящими глазами и предложением нового проекта, который нужно разработать и внедрить. Желательно не «через год», а в разумные сроки.
По результатам обсуждений собрали основной бриф:
- Разработать систему по регистрации новых абонентов и созданию бизнес-процессов по их подключению с проведением процесса по всем нужным отделам в компании.
- Разработать систему по отключению существующих абонентов и созданию бизнес-процессов по их отключению с проведением процесса по всем нужным отделам в компании.
- Разработать систему оповещения о плановом проведении ремонтных работ на линиях.
- Разработать систему регистрации поступающих заявок от абонентов.
- Автоматизировать систему расчётов для абонентов телекоммуникационных услуг.
- Провести интеграцию с банковским ПО для приёма и обработки платежей от абонентов в системе бухгалтерского учёта.
За основу был взят следующий стек технологий и инструментов:
- Система бухгалтерского учёта на платформе 1С Бухгалтерия, Управляемые формы.
- 1С Битрикс24 – как инструмент для использования механизма бизнес-процессов и уведомлений для абонентов.
- IIS (Internet Information Services), встроенный компонент серверных ОС на платформе Windows Server, – как инструмент для того, чтобы развернуть внешний web-сервис.
- Postman – как инструмент для тестирования запросов.
Приступаем к реализации
Первым делом в системе бухгалтерского учёта создаём новый вид – учёт коммуникационных услуг. Он содержит в себе необходимое количество документов, справочников, регистров. Совмещаем его с существующей системой через систему расширений конфигурации, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами в обновлениях и соответствовать правилам разработки.
Процесс занял некоторое время. От согласования с отделом бухгалтерии до финальной реализации прошло около двух недель.
Далее переходим к настройке документооборота и CRM-системы на платформе Битрикс24. Тут начинается самое интересное:
- При подключении нового абонента оператор со стороны 1С заполняет заявку на подключение, далее эта заявка попадает по протоколу REST в систему Битрикс24 и инициирует запуск бизнес-процесса, по которому задействуются нужные отделы и сотрудники (определение необходимости закупа оборудования, контроль оплат, распределение по командам монтажных бригад, финальный монтаж и подписание документов о передачи оборудования абоненту). После закрытия заявки абоненту приходит SMS-уведомление об успешном подключении к сервису. Заявка закрывается.
- При поступлении заявки от абонента об отключении от услуги или подключении к другому тарифу оператор вносит эти данные со стороны 1С. Далее заявка попадает в Битрикс24 на контроль в отдел бухгалтерского учёта и при отсутствии задолженности происходит распределение по монтажным бригадам, которая производит демонтаж и подписывает необходимые документы.
- Аналогичным образом настроены механизмы оповещений и обработки входящих заявок от абонентов. Автоматизированный расчёт стоимости происходит на стороне 1С. Если рассказать кратко, то при групповом формировании документов начисления для абонентов из базы 1С данные в Битрикс24 поступают через протокол RESTAPI. Далее запускается бизнес-процесс системы оповещений через SMS о необходимости внесения оплат с контролем оплаты. В том случае, если от абонента не поступает реакции, разработана система уведомлений и, как крайний шаг, задача на отключение.
Далее переходим к интеграции с банковском ПО. После недолгих переговоров с местным отделением банка, в котором открыт счёт, пришли к соглашению. Банк
добавляет в приложение нашу компанию в список сервисов. При переходе абонент вводит свой ИИН и получает текущую сумму, которую нужно оплатить.
Запускаем web-сервис
На стороне 1С разработали HTTP-сервис, имеющий в себе два основных метода:
PostCustomersInfo – получает методом POST от банка информацию о успешной транзакции и вводе в базу 1С входящего платёжного поручения.
Содержание обработчика GetCustomerInfo в 1С:
Публикация web-сервиса ничем особым не примечательна, да и прошла без особых проблем. Вуаля, сервис работает.
Логика получилась следующая:
- Абоненту поступило SMS-уведомление о необходимости оплаты.
- Он переходит в приложение банка, вводит свой ИИН, получает сумму для оплаты, производит оплату.
- В базу 1С попадет уже полностью заполненное платёжное поручение.
В логику проведения платёжного поручения внесён дополнительный исполняющий код, использующий фишку WebHooks от Битрикс24, позволяющую сместить стадию сделки в статус «Оплачено» и, соответственно, прекратить контроль оплаты по выставленной квитанции.
Когда пошли первые платежи от абонентов, бухгалтер по банковским операциям был очень удивлён тому, что больше не нужно разносить операции вручную. Вроде простой механизм, реализация которого заняла не такое большое время, но функционал оказался крайне полезным.
В итоге у нас есть:
- Автоматизированная обработка поступающих заявок от абонентов.
- Автоматизированный расчёт стоимости услуг и контроль оплат по ним.
- Автоматизированная система приёма и разноски оплат в системе 1С Бухгалтерия.
А как вы автоматизируете процессы?
848 открытий864 показов