Обсуждаем конференцию «Архитектура бизнес-процессов банка 2022»

Рассказываем о том, что было на конференции Auditorium о банковских бизнес-процессах. Собрали главные доклады мероприятия и тренды области.

1К открытий4К показов

В декабре 2022 года компания Auditorium провела конференцию по вопросам управления и автоматизации банковских бизнес-процессов. Главный технолог Группы «Иннотех» Мария Мурашко побывала на этом мероприятии и делится полезным отчётом.

Чему была посвящена конференция
Зачем я пошла на конференцию
Какие были доклады
Отдельно о трендах
Что ещё можно отметить
Нужно стремиться к диалогу

Чему была посвящена конференция

Как узнать ответы на вызовы сегодняшнего дня и подробности их преодоления? Кажется, что только в живом общении с экспертами на профильной дискуссионной площадке.

Организаторы конференции «Архитектура бизнес-процессов банка 2022» собрали самые горячие темы в области управления банковскими процессами и подобрали впечатляющий состав спикеров — тех, кто действительно понимает, о чём говорит. В программе были заявлены кейсы специалистов процессных офисов, RPA, process mining. Также были темы о деталях импортозамещения, было интересно задать вопросы о проблемах и нюансах, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

Обсуждалось, куда движется стек управления процессами, тренды их цифровизации в банковской отрасли и почему актуален low-code.

Зачем я пошла на конференцию

Перед нашей командой стояла амбициозная задача — разработать концепцию глобальной оркестровки людей, процессов и информационных систем. С обсуждением нашего подхода к этой задаче я выступила на внутренней корпоративной конференции с докладом «Governance as code». Но при этом мне всё ещё хотелось найти ответы на замысловатые вопросы «со звёздочкой» у внешних коллег, которые этот процесс уже прошли. Например:

  • как строить децентрализованные системы;
  • как увязать процессы и стратегию, используя EA решения (системы управления корпоративными архитектурами);
  • как быстро оцифровать процессы и использовать все чудеса современных ИТ, не сильно утопая в технологическом хардкоре;
  • как реагировать на требования различных регуляторов и встраивать их в процессы.

Моё знакомство с мероприятием началось с сообщения в чате экспертного сообщества ABPMP, в котором я состою. Программа полностью соответствовала моим вопросам, и раздумывать дальше не хотелось. Коллеги одобрили мои намерения, и вот я здесь.

Какие были доклады

Хоть мероприятие и узконаправленное, но на нём присутствовали люди из очень разных локаций: Беларуси, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Оренбурга.

Открыл конференцию Анатолий Белайчук с докладом «Анализ текущих возможностей внутреннего рынка ПО для управления бизнес-процессами». Доклад задал тон всей конференции. Автор системно разложил технологический стек вокруг управления процессами, приведу только часть из грандиозной картины презентации:

  • BPMS-системы оркестровки бизнес-процессов и сотрудников. Могут быть альтернативой таск-трекерам, автоматизировать и интегрировать широкий круг задач и систем, некоторые из которых поддерживают процессные архитектуры.
  • Process/task mining. Он может быть использован как диагностический инструмент текущего положения дел для последующего, возможно, в чём-то более эффективного построения модели с учётом оценки трудозатрат на операции процесса. Важная особенность: он распознаёт болезнь, но не лечит её.
  • RPA-робот. Скрипт, который повторяет действия пользователя. Например, заполняет поля формы или реализует сценарии действий между системами. Если в процессе есть неоптимальности, то он их не исправит, а будет продолжать работу в сложившихся условиях. Также робот уступает по эффективности API-интеграциям.
  • Цифровая трансформация порождает спрос, который ИТ-отделы не в состоянии удовлетворить. В то же время low-code передаёт часть работы непрофессионалам или продвинутым пользователям (citizen developers) и отлично сочетается с Agile: короткие циклы, опора на опыт пользователя. Мне это напомнило билдеры Elementor и WP Bakery для WordPress или Tilda.

Дальнейшие доклады, на мой взгляд, уточнили и раскрыли данные мысли. Отмечу интересные тезисы и инсайты спикеров:

  • Андрей Бессараб поделился секретами построения децентрализованных систем. В процессном офисе сосредоточены аналитики, архитекторы и методологи, которые формируют процессную архитектуру, глобальную методологию и организуют учебные активности по процессам. В структурных единицах сотрудники описывают процессы в своих контекстах и управляют ими.
  • Николай Петелин поделился тем, как правильно организовать процессные совещания. Систематические встречи по эффективности или «мониторингу здоровья», касающиеся внедрения, функционирования, устранения проблем следует проводить с привлечением заинтересованных лиц для разбора реальных кейсов. Также стоит избегать ситуаций с наличием «обязательного» положительного фидбэка. Проще говоря, есть результат в работе — есть смысл совещаться.
  • Павел Бутуев поделился практикой настройки риск-менеджмента с математической обработкой рисковых событий. Её главный секрет — доверие заинтересованных сторон.
  • Екатерина Гудимович рассказала о процессах реагирования на претензии клиентов. Корректирующие действия по линии претензий (аудитов) крайне важны для пересмотра процессов (процессной модели). От этого зависит, будут ли довольны конечные потребители.
  • Никита Тимошик на примере RPA рассказал о реинжиниринге процесса. Успех проекта начинается с небольшого пилотного участка (наиболее проблемного или того, где можно получить быстрый результат). Так можно оценить эффективность инструмента или подхода для дальнейшей работы.
  • Александр Баталов отметил тенденции к контейнеризации процессов компаний и, как следствие, чувствительность к экспертизе DevOps при их настройке. Не без внимания остались вопросы выгрузки сложной отчётности с большим количеством атрибутов регулятору. В помощь — выгрузка различных витрин под требования сторон из единого хранилища данных.
  • Актуальной является маршрутизация потоков обращений пользователей с использованием разных каналов обработки: звонков с оператором, чатов с ботом или оператором в разных вариантах сценариев. Об этом мы узнали от Александра Видяйкина и Романа Чибисова.
  • Интересной маркетинговой новинкой поделился Юрий Мироненков — предлагать сопутствующие сервисы по сегментам потребителей. Например, для логистов это проверка здоровья сотрудников, страхование грузов, ЭДО. В планах развить такой подход для сегмента beauty и маркетплейсов.
  • Юлия Шарапова поделилась важным лайфхаком. Сарафанное радио, коммуникации с клиентами и маркетинговые активности, например, реклама и PR не должны противоречить друг другу.

Отдельно о трендах

Ecom

Развитие не затормозилось, как мы думали ранее. Например, тренд на СБП или оплату услуг с помощью QR-кодов приводит к улучшению и увеличению числа логистических сервисов (удобные транзакции оплаты и использования разных продуктов, конкуренция интеграций и UX/UI). Как следствие, банковским мобильным приложениям сложно конкурировать в этой нише, целесообразнее быть поставщиком надёжного и качественного банковского продукта для таких логистических сервисов.

Таск-трекеры

Здесь ситуация неоднозначная. Каждый банк решает задачу по-своему, не сильно торопясь менять привычные инструменты, но на перспективу такая необходимость обозначена.

Process mining

Многие банки привыкли к этому аналитическому инструменту (Celonis/Disco), альтернатив в текущей ситуации мало, например, Promease. Учитывая, что это анализ графов, возможно, платформы графовой аналитики смогут обрабатывать такие кейсы как один из видов задач.

RPA

В связи с уходом UiPath трудно мигрировать и выбрать поставщика (PIX Robotics, Sherpa, Robin). Проблемы заключаются в определённой незрелости российских решений. Поставщику не хватает кейсов для создания успешных бизнес-моделей. Клиенты не хотят быть учебным датасетом или пилотной площадкой чьего-то бизнеса (справедливо для любого отечественного продукта). Поэтому чаще интересуются проектами с большими системами или даже просто приобретают необходимые команды, продукты или зарождающиеся идеи.

BPMS

Уход Aris, Bizagi, Pega и Creatio оставил мало альтернатив. С учётом построения архитектуры остаётся только Comindware в софт-транзакциях и Camunda в хард, интегрированные между собой.

Low-code

По прогнозам платформы приложений low-code станут крупнейшим компонентом рынка технологий разработки, который вырастет на 25%. Gartner предполагает, что к 2026 году на разработчиков, не входящих в формальные ИТ-отделы, будет приходиться не менее 80% пользователей инструментов разработки с низким кодом, по сравнению с 60% в 2021 году.

Что ещё можно отметить

Наиболее запоминающимся для меня была информация о системе Comindware. Это не только оркестровщик систем, процессов и сотрудников, который я искала в своей концепции, но и музыкальная терминология в разработке этого продукта, о чём я узнала от коллег-аналитиков. К тому же мне исторически нравится comind, более 10 лет я занимаюсь R&D на тему кооперации и сотрудничества с отсылками к теории игр.

Также в кулуарах с коллегами мы обсудили нюансы сущностей по Гегелю, математические модели, описывающие чёрных лебедей, и аспекты пилотирования корпоративных архитектур.

Нужно стремиться к диалогу

Когда мы в группах решали задачку по созданию сервиса оплаты покупок криптой, то поняли одну простую мысль, проходящую красной нитью через всё мероприятие. Требования и ожидания от процесса радикально отличаются между стейкхолдерами. Диалог и консенсус в коллективной охоте на мамонтов — залог успеха, о чём совсем не следует забывать.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
1К открытий4К показов