Почему становиться продакт-менеджером плохая идея
Собрали самые частые сложности, с которыми сталкивается продакт-менеджер, чтобы вы знали, к чему быть готовым в профессии.
1К открытий10К показов
Продакт-менеджер — энергозатратная профессия. Постоянные переговоры, изменения продукта, отсутствие стопроцентной уверенности в результате. Но это не повод отказываться от работы, ведь ко всему можно подготовиться. Собрали список стопперов и распространённых «проблем», чтобы вы знали, чего ожидать от сферы.
Юрий Ткачёв
Менеджер продукта
Общаться нужно много
Условный исполнитель, сотрудник может себе позволить ни с кем не общаться и просто работать, но продакт — нет. Он отвечает за процесс разработки продукта. Поэтому ему важно находить общий язык и с бизнес-юнитом, и с технической командой. И равномерно распределять творческие и рутинные задачи.
Кроме того, продакт-менеджер должен отталкиваться от потребностей конечного пользователя. Если вы не понимаете, зачем и для кого делаете продукт, и боитесь общаться с его целевой аудиторией, то в профессии будет непросто.
Понять, как продукт будет работать «в поле» без глубинных интервью и разговоров с пользователями не получится.
Конфликты будут возникать регулярно
Например, когда не хватает ресурсов, или когда у стейкхолдеров разные интересы.
Допустим, маркетингу нужно, чтобы продукт или фича вышли под определённое событие. Разработка понимает, что уложиться в намеченные сроки не получится. И продакту нужно решить, что приоритетнее: запустить продукт к событию, потому что он привлечёт новых пользователей более дешёвым способом (ведь стоимость привлечения клиентов тоже важна), или отложить выпуск, но показать продукт без багов.
Мой совет: потратить дополнительное время и подробнее изучить кейс. Да, есть правило — занимать рынок быстрее и потом разбираться. Но так велика вероятность выпустить что-то некачественное.
Если все команды обиделись друг на друга, продакт, как лидер, будет их мирить.
Принимать решения придётся вообще постоянно
Проекты реализуются с ограниченными ресурсами: либо разработчиков не хватает, либо сроки поджимают, либо бюджет небольшой. И продакту необходимо искать способы получить лучший результат при заданных условиях.
Например, мне нужно было увеличить показатель с 18% на 25+% конверсии из пользователей, которые скачали приложение, в зарегистрированных пользователей в течение 14 дней. Менять что-то серьёзное в рабочей версии продукта было бы сложно. Я выдвинул гипотезу, что можно скрыть некритичную форму для заполнения при регистрации — и показатель вырастет. Так и вышло. Времени и ресурсов на это ушло минимальное количество.
Главное — понимать, как расставить приоритеты. В этом помогают фреймворки. Например, я использую методологию MoSCoW (Must have, Should have, Could have, Won’t have), чтобы определить, что точно должно быть в продукте, что — желательно, и чего не должно быть в принципе.
Как и подстраиваться под новые вводные
Это могут быть как внешние факторы: рынок поменялся, конкуренты вышли, отвалились зарубежные сервисы. Так и внутренние: пивот, смена стейкхолдеров, изменения в команде, слияние и поглощение как команд, так и компаний.
Поэтому постоянно нужно подстраивать продукт и работу команды под меняющиеся реалии.
Полностью отдаться процессу не получится
Умение анализировать большие объёмы данных как внутренних, так и внешних, — важный навык для продакт-менеджера. Но по-настоящему полезным он будет только если специалист понимает, какой результат принесёт этот анализ.
Бывает, что продакт застревает в исследовании: бесконечно ищет информацию, уверенный, что так он точно убережёт себя и продукт от рисков. И это только вредит результату: сроки «едут», а половина информации вообще оказывается бесполезной.
В среднем, на анализ показателей и исследования желательно тратить один рабочий день в неделю.
Нужно быть готовым к выгоранию
Менеджер тратит много времени и сил на проект, постоянно принимает решения, несёт за всё ответственность. Но продукт может не взлететь, показать не те результаты. Тогда руки опускаются, возникает неуверенность в своих силах.
Я был готов к этому, потому что заранее прошёл два курса, прокачивал софт-скилы, навыки продаж. Но на первых порах всё равно ловил себя на мысли, что раздражают встречи и постоянные объяснения ТЗ, которое я достаточно понятно составлял. Тогда банально учился отдыхать и менять обстановку.
Важно работать над work-life balance, наполнять свободное время любимыми хобби. Иначе на длинной дистанции выгорание обязательно случится. Я знаю продактов, которые уходили из профессии, потому что от постоянного стресса потеряли здоровье и мотивацию.
Можно хотя бы поговорить с коллегами-продактами в комьюнити. Поныть, сказать, как всё достало. Это помогает разгрузить мозг.
Бюрократия
Постоянно приходится ходить к руководителям, делать запросы, особенно если продукт связан с госорганами. Иначе не получится согласовать ресурсы.
Пока ты разрабатываешь продукт, бюрократии мало. Но когда презентуешь проект и выпускаешь в коммерческое плавание, обязательно сталкиваешься с согласованием процессов, договоров. Этот путь нужно пройти достойно! Главное — заложить больше времени, чем предполагаешь.
Не всегда на рынке есть «идеальные» вакансии
На курсах могут расхваливать работу, говорить, что вы будете управлять целым продуктом, создавать новые индустрии и менять уже сложившиеся. Но на рынке чаще всё прозаичнее, и встречаются вакансии, где нужно отвечать только за часть продукта, функцию.
Продакт-менеджеров ищут не только в IT, но и в других сферах. Если вы хотите работать именно с технологиями, подходящую вакансию ещё придётся поискать.
Итак, что важно знать, прежде чем становиться продактом?
- Нужно много говорить: со своей командой, с другими командами, с заказчиками. Иначе у продукта будут проблемы.
- С бюрократией придётся сталкиваться постоянно: договоры, запросы, заявления и прочее.
- Не факт, что вам сразу удастся взять в работу продукт, который перевернёт рынок.
- Выгорание — это не миф. И нужно будет прокачивать софты и трепетно относиться work-life balance.
1К открытий10К показов