Написать пост

Кому и зачем нужны профессиональные сообщества

Разобрали, что такое профессиональные сообщества в Росбанке и зачем их развивают, и ответили на вопрос, почему стоит быть частью такого комьюнити.

Кому и зачем нужны профессиональные сообщества

Профессиональные сообщества — это и отдельные структуры в компаниях, и кружки по интересам, и группа людей, которая пришла на конференцию или IT-пикник. Даже Tproger, Хабр и GitHub в какой-то мере являются профессиональными сообществами, просто очень большими и распределенными. На каждой площадке говорят, что нужно создавать и развивать профессиональные сообщества, и почти любой айтишник должен вступить хотя бы в одно. Почему? И какую реальную пользу комьюнити приносят участникам и создателям? Разобрали на трех гильдиях команды Росбанка.

Профессиональное сообщество — место, где говорят о планах и изменениях и находят решения для бизнеса

Я организовал и лидирую гильдию архитекторов, разных специалистов, которые отвечают не только за информационные системы, но и за железо, и за безопасность, за аналитику.

Изначально гильдия задумывалась, как сообщество людей, которые занимаются схожими задачами, которым нужны схожие профессиональные навыки. И понимание того, что происходит в компании, как меняется IT-система и какое влияние это оказывает на команды — более глубокое, чем можно дать во внутренней базе знаний или на официальной встрече.

Решил, что давать информацию лучше на открытых митапах. Потому что в условном Telegram-чате или канале неудобно обсуждать большие и сложные вопросы (особенно те, что касаются не одной команды, а десятков специалистов из разных подразделений), да и нужно личное общение. А обязательные рабочие встречи малоэффективны: когда принуждаешь людей слушать что-то, информацию усваивают гораздо хуже, потому что меньше мотивации, и обратная связь будет куда менее полезной.

Как это выглядит

Участники гильдии предлагают тему, готовят доклад, возможно — презентацию, и гильдия раз в месяц организует выступление. Темы обычно делятся на три группы:

  • важные изменения, которые происходят в IT-ландшафте банка: в чем их суть, какие у них цели, как это повлияет на сотрудников:
  • текущие инструменты и стандарты: чем стоит пользоваться, а чем — нет;
  • инновации: что новые архитекторы разных команд пробовали внедрить в последнее время и какие результаты получили.

Прийти на митап может любой желающий, вне зависимости от направления, не обязательно архитектор.

Митапы проходят в рабочее время, а не по вечерам и в выходные, поэтому мы стараемся общаться с руководителями и объяснять им, что ходить на такие встречи важно — не только для архитектора, но и для продукта.

В итоге гильдия стала сообществом, где можно узнать информацию о планах развития наших информационных систем, профессиональных трендах, внутренних стандартах и опыте коллег, которая в таком подробном виде не публикуется больше нигде. Это позволяет архитекторам (и не только) быстрее и успешнее выполнять задачи, справляться с трудностями, погружаться в работу банка (что важно новичкам). А еще сообщество позволяет людям найти друг друга: коллег со схожими интересами, задачами и проблемами, что особенно актуально при удаленном формате работы.

А я дополнительно получаю опыт выстраивания горизонтальных рабочих процессов с большим количеством людей.

Мы смотрим, сколько людей ходит на встречи, собираем обратную связь. И формат действительно оказался эффективным. Количество постоянных и активных участников растет: люди возвращаются на новые митапы, присоединяются к Telegram-каналу (да, мы сделали его, чтобы синхронизироваться, анонсировать встречи, разбирать мелкие вопросы), чаще обсуждают рабочие вопросы и задачи, разворачивают дискуссии. И, судя по отзывам, архитекторы уже привыкли узнавать об изменениях в профессии и банке, решениях руководства и регуляторов из такого источника.

Профессиональное сообщество — место, где говорят о технологиях и учатся выступать

Лет пять назад, когда я пришел фронтенд-разработчиком в Росбанк, я столкнулся с трудностями на одном из проектов. Понятного решения нигде не нашлось, спросить было не у кого, и на проработку одной проблемы ушло три месяца. Мне показалось, что это неэффективно, и что явно на новых проектах тоже будут появляться вопросы, поэтому необходимо пространство, где команда будет обмениваться опытом и помогать с задачами. Никакого чата для этого в компании не было, поэтому я решил создать его сам. Организовал, собрал в нем примерно 300 человек. В то время в компании как раз зарождались гильдии по компетенциям. Поэтому мне заодно предложили возглавить гильдию по моему направлению — гильдию фронтенда.

Казалось бы, для ответов на сложные вопросы существует документация. Но читать её, даже если очень надо, никто не любит. К тому же есть команды с одним фронтендером, которому просто не у кого и негде спросить что-то по задаче.

Организовал регулярные митапы, где раз в две недели говорим о технологиях, разбираем кейсы

Например, недавно обсуждали новую версию Angular, фреймворк, о котором подготовил доклад один из наших участников, говорили о подходе к построению архитектуры и коммуникации между фронтом и бэком. На один митап приходится один доклад: фронтендеры сами приходят с идеями (строго плана у нас нет), иногда что-то интересное подкидываем мы с деврелами.

Время от времени мы просто собираемся поболтать на тему фронтенда, не привязываясь к докладам. Или устраиваем конференции за пределами банка, например, недавно состоялся митап в Казани.

Кому и зачем нужны профессиональные сообщества 1

Еще запустили Telegram-канал, рассылку и внутренний портал сообщества, через которые привлекаем людей и анонсируем встречи. Также развиваем сторонние проекты:

  • карту компетенций, которая помогает каждому разработчику разобраться, какие навыки ему следует развивать в ближайшей перспективе;
  • базу знаний с записями митапов и полезными материалами.

В планах — запустить внешнее и внутреннее обучение по фронтенду (платформа у компании есть, осталось создать курсы), привлекать на выступления известных разработчиков и сделать проект для обучения разработчиков.

Почему это классно?

Потому что ты с гильдией, ты всегда знаешь, куда идти за ответами или помощью в задачах. К тому же люди начинают узнавать друг о друге, разговаривать друг с другом (что особенно важно для маленьких команд, которые перестают «вариться» в своей среде и начинают чувствовать себя частью чего-то большего). Бизнесу это тоже полезно: разработчики делятся опытом друг с другом, меньше обращаются к начальству по мелким техническим вопросам — и продукты создаются быстрее.

Мне кажется, самую большую пользу получают докладчики. Потому что они учатся выступать на большую аудиторию. И когда ты готовишь доклад, перебираешь очень много информации — и многое изучаешь сам.

Я как лидер встречаюсь с огромным количеством людей, закрываю свои задачи и нахожу новые проекты. Например, недавно мне нужно было найти сильного разработчика в команду, я пошел по знакомым из гильдии, взял у них несколько контактов — и быстро подобрал классного специалиста. Еще предложили сделать HR-бота, помощника по онбордингу — это классная идея, не знаю, пришли бы ко мне ней, если бы не гильдия. Наконец, если у меня возникает какой-то вопрос, я просто иду за помощью в гильдию.

Профессиональное сообщество — полноценная школа для специалистов и менеджеров

В компании не было центра компетенций, который вырабатывает шаблоны, формирует стандарты и всем аналитикам компании рассказывает, как работать правильно.

Сперва я попробовал исправить это с помощью вебинара: собрал аналитиков, рассказал, как стоит писать требования, какие инструменты и приемы можно использовать, чтобы получить максимальный профит и согласовывать документы быстрее. После него на меня вышел начальник управления и предложил поучаствовать в создании сообщества. Я согласился, потому что решил, что это будет классным пет-проектом, постепенно брал на себя все больше ответственности — и дорос до лидера гильдии.

Изначально мы создавали что-то вроде кружка по интересам

Где будем общаться, проводить митапы, делиться опытом. Но не хватало четкой ценности: а делать сообщество, просто чтобы было, идея сомнительная. Я предложил сформулировать эти ценности, миссию и на их основе и проработать стратегию на 2024 год.

Видение звучит так: «Гильдия — это профессионалы, которые владеют лучшими, современными практиками в бизнес- и системном анализе». Миссия — «Создать сообщество таких профессионалов, дать площадку для обмена знаниями».

По моему опыту, в компаниях команды работают по-разному: у аналитиков свои подходы и инструменты, кто-то сильнее, кто-то слабее. И гильдия призвана собрать этих людей вместе и выровнять подходы: отобрать лучшие стандарты, подтянуть всех до одинаково высокого уровня.

В рамках этой стратегии мы начали проводить внутренние митапы и мастер-классы, аналитические посиделки (с дебатами, играми и общением с аналитиками из других компаний), создали школы системного и бизнес-анализа, разработали матрицу компетенций, составили список инструментов, которые рекомендуем использовать в работе. А одна из наших участниц даже сделала трехступенчатый курс по машинному обучению для МИФИ.

Кстати, на создание гильдии и всех проектов ушло меньше года.

Кому и зачем нужны профессиональные сообщества 2

У нас даже выстроилась очередь из желающих выступить на митапе

Мы планировали проводить один митап в два месяца, но благодаря деврелу у нас собралось очень много спикеров, и теперь мы в среднем проводим два митапа в месяц. Даже приходится бронировать места и записывать, кто за кем выступает. Темы разные: от профессиональных до научпопа.

  • Недавно мы обсуждали «Баги мозга» — одна из наших сотрудниц рассказывала про Эффект Манделы на примере волка из мультика «Жил-был Пес». Оказалось, что он не говорил знаменитое «Ты это… заходи, если что…».
  • Одна из последних хардовых тем — визуализация архитектуры. Когда архитектор при проектировании делает визуал, и ты, грубо говоря, кликая на сервис, спускаешься на подсервисы — вплоть до кода.
  • Есть и доклады о конкретных кейсах, например, запуске кредитного калькулятора.
Каких-то строгих критериев отбора тем у нас нет. Разве что, помогаем докрутить тему и сделать презентацию. Единственное — хочется слушать что-то небанальное и незаезженное, вроде «Как писать требования к продукту».

Отдельно разберу школы на примере бизнес-анализа, потому что сейчас я занимаюсь ей

Индекс HH показывает, что на рынке аналитиков отношение резюме к вакансиям составляет 0,8. То есть аналитиков меньше, чем мест работы, и подобрать сотрудника в команду очень сложно, приходится бороться за специалистов. Решение этой проблемы — закрывать вакантные места уже имеющимися кадрами, которые хоть и не имеют релевантного опыта, но готовы учиться и лояльны Росбанку.

Мы создали школу:

  • Сформировали программу: восьминедельное обучение основам бизнес-анализа (BPMN 2.0, UML, общение со стейкхолдерами и так далее) с лекциями раз в неделю и обязательными домашними заданиями, которые делаем на базе реальных задач и процессов из нашего Confluence. За основу брали информацию из нашей внутренней базу знаний.
  • Открыли набор и получили 310 заявок, из которых отобрали 50 на первый поток и 60 на второй. При отборе смотрели на бэкграунд и мотивацию: почему люди хотят попасть в школу и готовы ли они реально учиться по пять часов в неделю, а не просто слушать лекции и пить в перерывах кофе.
  • Закончили первый поток и в июне запустим второй.

Разумеется, мы собираем обратную связь и измеряем степень удовлетворенности участников. Минимальная планка — 75%, но мы добрались до 89% и услышали очень много приятных и лестных слов о школе.

И расскажу немного про пользу, которую получаем от гильдии

Для участников это, в первую очередь — команда людей с такими же профессиональными интересами и задачами. Особенно это важно на старте работы: поначалу в банке ты чувствуешь себя потеряшкой, не понимаешь, как тут принято работать и общаться, и хочешь быстрее интегрироваться в задачи и культуру.

Да и ощущение того, что ты не одинок, и вокруг 300–350 таких же аналитиков, которые готовы помочь, поделиться идеям и наработками, очень важно.

А для меня это пет-проект. Я занимаюсь менеджментом, только что закончил двухлетнюю программу МВА по этому направлению, хочу прокачивать хард и софт-скилы на практике, а не только по учебникам.

И для меня гильдия, не просто сообщество, а сообщество людей, которых нужно вдохновлять, мотивировать не только деньгами. Мне интересно заниматься именно этим: искать энтузиастов и лидеров, привлекать людей, которым интересно делать что-то классное не только ради бонуса, а чтобы поделиться этим с окружающими. И я сам хочу делиться чем-то классным.

Как получить пользу от профессионального сообщества

В конце подведем итог: что нужно делать, чтобы получить реальную пользу, а не просто ходить по каким-то встречам.

  • Организовать сообщество самостоятельно, если его еще нет в компании. Это прокачает и технические, и менеджерские навыки, поможет найти классных людей в команду и новые интересные проекты.
  • Не относиться к участию, как к обязанности: так, скорее всего, потеряется мотивация.
  • Выступать: когда чему-то учишь других, лучше всего учишься сам.

Для тех, кто готов строить крутую карьеру в IT, IT-команда Росбанка ведёт свой Telegram-канал. Подписывайтесь и будьте в курсе актуальных вакансий компании и анонсов важных событий для профессионалов в IT.

Реклама, ПАО «Росбанк», erid: LjN8JwaaG

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
649 открытий4К показов