Системный и бизнес аналитик: кто они и чем занимаются в IT
Хотите в IT, но в упор не видите себя в разработке? Обратите внимание на смежные области, такие как системная и бизнес аналитика в IT-сфере.
13К открытий14К показов
Системная и бизнес аналитика призваны оптимизировать взаимодействие заказчика и исполнителя. Этому способствует налаженная коммуникация и правильные вопросы, заданные в правильное время.
Чтобы стать системным или бизнес-аналитиком в IT сфере, необходимо пройти обучение, но прежде стоит разобраться, что это за специалисты и какие проблемы они решают.
Чем занимается системный аналитик?
Предположим, от некоей организации поступает заказ на разработку программного продукта. В обязанности системного аналитика входит:
- проанализировать требования заказчика;
- оформить их в документ;
- передать полученную информацию напрямую разработчику или PM.
Грубо говоря, это переводчик технических заданий на привычный язык IT-специалистов. Такая коммуникационная оптимизация сокращает время переговоров и сводит последующее внесение правок к минимуму, так как обе стороны изначально понимают, что от них требуется.
Но и это не всё: важно также доносить до команды разработчиков обратную связь.
Системный аналитик vs. менеджер проектов
Чем они отличаются? Этот вопрос резонно возникает после ознакомления с обязанностями системного аналитика в IT. Нет, это не один и тот же специалист — задачи и цели у них разные:
- От системного аналитика требуется оформить техническое задание и спецификации в документ. Менеджеру в данном случае достаточно изучить полученную документацию и приступить к работе над ней.
- Системный аналитик — это специалист, который также участвует в формировании прототипов, изучает процессы и при необходимости вносит изменения в документацию.
- В то время как менеджер проектов всегда находится в потоке многозадачности, системному аналитику важно сформулировать требования к IT-системе и достоверно описать задачи для разработчиков.
- Также в обязанности менеджера проектов входит тесная работа с командой, а в некоторых компаниях и её развитие.
А что насчёт бизнес-аналитика?
Бизнес-аналитик выясняет, каковы реальные потребности бизнеса, и на базе этих знаний принимает решения по изменению IT-системы и отдельных процессов.
Наиболее важное в работе бизнес-аналитика — это встречи с клиентами и внутренние собрания с командой.
В отличие от системного аналитика, который выясняет требования клиента и составляет ТЗ для разработчика, бизнес-аналитику требуется копнуть глубже, выявить реальные боли заказчика, цели, с которыми он пришёл за продуктом, и понять, решит ли его проблемы выполненный проект, либо нужно скорректировать план работ.
К дополнительным обязанностям бизнес-аналитика относятся:
- анализ и оценка рисков;
- обсуждение выполненной работы;
- при необходимости внесение правок и планирование изменений;
- презентации и тренинги по использованию готового продукта.
Кроме того, бизнес аналитика требует понимание ГОСТов, моделирования процессов и методологий бизнес-анализа, потому обучение таких специалистов сопровождается погружением в нотации, стандарты и лучшие практики.
Востребованность и зарплаты
Бизнес-аналитик входит в пятёрку самых востребованных специалистов по управлению бизнес процессами:
На момент написания статьи на HeadHunter только в Москве насчитывается 1 778 вакансий по запросу «Системный аналитик»:
По данным Glassdoor, средняя зарплата системного аналитика в России составляет 144 751 ₽ в месяц:
У бизнес-аналитиков это примерно 100 780 ₽ в месяц:
Разница между системным и бизнес-аналитиком в IT
Во многом обязанности данных специалистов пересекаются, поэтому освоить обе профессии проще, чем кажется на первый взгляд.
Именно поэтому онлайн-университет GeekBrains проводит набор на курсы системной и бизнес-аналитики: программа включила в себя темы, необходимые для обеих специализаций.
Выводы
IT — это не только о разработке, поэтому если у вас есть тяга к сфере информационных технологий, но программировать нет никакого желания, обратите внимание на профессии аналитиков. Это востребованные специалисты, которые облегчают процесс взаимодействия заказчика и разработчиков, активно участвуют в переговорах и заранее предупреждают возможные недопонимания сторон.
13К открытий14К показов