Кто такой бизнес-аналитик и как им стать

Разбираем требования к бизнес-аналитику и какие навыки и знания стоят за каждым из таких требований.

2К открытий2К показов

Сегодня профессиональные бизнес-аналитики в огромном дефиците. Такие выводы можно сделать, просто посмотрев на вакансии на HH. Это связано с тем, что IT рынок растет, а хорошими бизнес-аналитики становятся далеко не сразу. Более того, на мой взгляд, эта профессия будет все более востребованной в перспективе 10-15 лет.

Кто такой бизнес-аналитик? Это специалист, функции которого включают всего понемногу:

  1.     Системный аналитик.
  2.     Продукт оунер.
  3.     Customer Account Manager.
  4.     Технический presale.

В требованиях к вакансии бизнес-аналитика можно увидеть следующее:

  • общение с заказчиком и выявление его потребностей;
  • декомпозиция требований и построение бизнес-кейсов;
  • техническое сопровождение маркетинговых активностей.

Звучит вроде просто, но давайте посмотрим, какие навыки и знания стоят за каждым из таких требований.

Что должен знать и уметь бизнес-аналитик

Прежде всего, нужно хорошо знать сам продукт. Причем не только на уровне юз-кейсов, но и сверху вниз, вплоть до языков программирования и фреймворков, на которых написано решение. Потому, что приходится общаться с представителями заказчика из разных подразделений.

С маркетологами – на языке юз-кейсов и выгод для клиента и бизнеса.

С менеджерами продуктов и инженерами –  спускаться на уровень эксплуатации решения и показывать экраны, делать упор на функциональность, удобство в работе с ним.

С IT и техническим специалистами – говорить про модульную архитектуру решения, отлаженные CI/CD пайплайны.

С DBA (Database Admitistrator) – про высокую производительность и доступность. И говорить, конечно, не общими фразами, а кейсами других заказчиков и демонстрировать, как это будет работать у того, с кем ведутся переговоры.

Чтобы уверенно разговаривать на всех этих уровнях, требуется их глубокое понимание, которое приходит только с практикой. Поэтому хороший аналитик должен уметь сам писать хотя бы читать код, уметь строить BPMN процессы (Business Process Model and Notation) и, естественно, отлично знать продукты компании.

Ну а дальше важно уметь выбирать необходимый уровень детализации в разговоре в зависимости от собеседника. Это тоже приходит с опытом и разными проектами.

Следующая роль – помощь в создании роадмапов. То есть знание трендов, отрасли и лучших практик, понимание, куда все движется. Это значит досконально знать решения лидеров рынка, мониторить ключевые источники. Там, где возможно, попробовать демо-версию конкурентных продуктов, изучить функциональность, архитектуру. Дальше выделить то, чего нет в компании, и рассказать об этом подразделению R&D. Как минимум, нарисовать слайды, как максимум – сделать небольшой прототип на open source решениях.

К тому же такой подробный анализ конкурентов и продуктов будет необходим, когда придется доказывать заказчику, почему ему стоит свопнуть существующее решение и поставить наше. Каждый может сказать, какое у него «гибкое современное решение с маленьким CTO и низким time-to-market». Другое дело, выдать что-то вроде «На вашем легаси бренда Х у вас до сих пор используется 2 разных системы для процесса Y. Поэтому каждый ролл-аут нового продукта у вас занимает в разы больше времени, не говоря уже о стоимости поддержки. С нашим единым решением вы сможете это исправить, и вот успешные кейсы, где мы это уже сделали».

Также, как правило, бизнес-аналитик подключается к presale в качестве технического эксперта на вторую-третью встречу. От него ждут экспертизы по продуктам и архитектурным стандартам, но обычно появляется еще ряд задач.

Например, в моей практике в 90% случаев я сам рисую слайды для внутренних и внешних презентаций. Значит, нужно уметь это делать. Отсюда вытекают требования к экспертному владению PowerPoint и хорошему знанию дизайна (какие цвета сочетаются, как лучше расположить текст), а также к навыку публично выступать.

Само собой, идеальный английский, если проекты на международном рынке. Нужно уметь понимать и быть понятым, даже если заказчик сам не является носителем и говорит с сильным акцентом (довольно часто).

Как видите, получается что-то вроде универсального солдата, который всегда готов временно сыграть нужную роль. Скажете сложно, это же тройная работа? Да, так и есть, но плюсы того стоят.

Позиция невероятно интересная. Она дает полную картину того, что происходит в компании, я вижу весь бизнес целиком. Эта работа позволяет развернуться, почувствовать масштаб того, что делает компания, продукт и какой вклад вношу лично я. Меня это мотивирует.

Какими инструментами пользуется бизнес-аналитик

Сказать, какой инструмент «главный» сложно. Зато легко выделить те, работе с которыми я уделяю больше всего времени:

  1. Инструмент общения. В нашей компании принято использовать Teams. У кого-то больше почта, где-то Slack и даже телеграм. В любом случае большая часть времени посвящена встречам.
  2. Excel. Несмотря на то, что JIRA подчас намного удобнее для ведения задач и процессов, не у всех заказчиков она есть. Старый добрый Excel покрывает 99% задач.
  3. Power Point. Лучший способ передать идею – это личная презентация со слайдами. А потому почти каждая наша встреча требует слайдов. Вот мы и проводим в поинте неприличное количество времени.
  4. Google. Золотое правило «если не знаешь что-то, сначала спроси Google». Удивительно, но подчас нагуглить что-то оказывается даже быстрее, чем спросить у товарища-эксперта.

Как стать бизнес-аналитиком

Как же стать бизнес-аналитиком? На мой взгляд, сразу – никак. Можно вырасти из системного анализа, можно – из маркетинга и продаж. Первый вариант, на мой взгляд, более выигрышный, техническому специалисту проще научиться общаться и доносить бенефиты, чем маркетинговому – разбираться в программировании и архитектуре. Но, естественно, все зависит от человека.

Мой путь строился так. Я закончил МФТИ (Физтех), учась на третьем курсе пошел на кафедру, которую курировал разработчик IT–решений для телеком-бизнеса. Там я проходил курсы по сетям, CI/ CD, BSS/OSS, по продуктам компании.

По окончании вуза начал работать в той же компании на позиции presale. В этой должности на практике разобрался, как все работает и, спустя 1,5 года, стал системным аналитиком. Работая, постоянно тюнил soft skills – тут что-то конкретное подсказать трудно, в интернете есть множество полезных ресурсов. А дальше методично подтягивал слабые области из тех, что написал выше. Это не быстрый процесс, зато очень увлекательный!

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
2К открытий2К показов