Какие задачи решает системный аналитик и насколько востребована эта профессия
Системный аналитик переводит запросы пользователя на язык разработчиков и наоборот. Разбираемся, где он востребован и какие навыки ему нужны.
6К открытий8К показов
Мы каждый день пользуемся электроникой с программным обеспечением (ПО): смартфонами, «умной» бытовой техникой, банкоматами и прочим. Созданием ПО занимается проектная команда, а системный аналитик — её участник. Он изучает проблемы пользователей и пытается понять, как их решить с помощью разработки ПО.
О том, что это за профессия и какие для неё нужны навыки, рассказывают продуктовый менеджер и один из авторов курса «Системный аналитик» Яндекс Практикума.
Инна Тетюлина
продуктовый менеджер курса по системной аналитике в Яндекс Практикуме
Дарья Борисова
один из авторов курса по системному анализу в Яндекс Практикуме, Tech lead в UniCredit Bank
Кто такой системный аналитик
Основная задача системного аналитика — помочь пользователям и проектной команде понять друг друга. Зачастую пользователи сами не могут описать, что им нужно, а проектная команда не может их понять. Это происходит потому, что пользователи хорошо ориентируются в своей предметной области. Например, для архивиста очевидно, чем «единица хранения» отличается от «единицы учёта». Разработчик же таких тонкостей не знает. И тут на помощь приходит системный аналитик, который разбирается:
- в предметной области пользователей. Говорит с ними на одном языке;
- в разработке ПО. Он общается с разработчиками, инженерами по тестированию и другими членами проектной команды.
Системный аналитик переводит слова пользователей на язык, понятный проектной команде, и наоборот.
Грейды
Чтобы понять, насколько востребована профессия системного аналитика, следует упомянуть о делении на грейды в мире IT.
- Junior (джуниор, опыт: 0–1 год) — из-за отсутствия опыта решает простые задачи под присмотром более опытных коллег. Обладает начальными знаниями по профессии.
- Middle (мидл, опыт: 1–3 года) — решает стандартные задачи самостоятельно, но всё ещё находится под присмотром старших. Может отвечать за крупные задачи, но иногда требуется помощь более опытных коллег.
- Senior (сеньор, опыт: 3+лет) — ключевой человек в команде, как правило — тимлид. У него прокачаны soft skills и hard skills. Занимается архитектурой, взаимодействием систем и другими высокоуровневыми вещами. Ментор/наставник для младших коллег.
Самыми востребованные специалисты на рынке — middle, благодаря своим навыкам и опыту. На любом проекте большинство задач — стандартные. Именно их middle умеет решать.
Универсальный специалист
У системного аналитика есть преимущество перед разработчиками благодаря его универсальности. Например, разработчики специализируются на одном–двух языках программирования или конкретной технологии. Это ограничивает разнообразие проектов, на которых может работать такой специалист. У системного аналитика такой проблемы нет: он универсален, если обладает достаточными навыками и не боится погружаться в разные предметные области.
Или, например, любой системный аналитик может обладать компетенциями бизнес-аналитика, но не наоборот. Причина — умение системного аналитика разобраться в технических деталях.
Системный аналитик уровня middle — универсальный боец в ИТ. На его стороне идеальное сочетание гибкости, навыков, опыта и цены.
Скилсет
Мы изучили вакансии за сентябрь 2022 г. hh.ru и выделили навыки, которые ценятся работодателями в системных аналитиках.
Soft skills
- Коммуникация с заказчиком и разработчиком. Аналитик большую часть времени общается либо с заказчиком, задавая ему вопросы, либо с разработчиком, объясняя ему, что хочет заказчик. Важно, чтобы любая коммуникация была эффективной.
- Умение работать в команде. Разработкой ПО занимается команда специалистов. Важно знать, какое место в ней занимает аналитик. Он – негласный «центр» команды, потому что 80% вопросов проходит через него.
- Готовность к обучению. На этапе, когда опыта в профессии мало или он отсутствует, важно стремиться к знаниям. В IT стремление к повышению своих компетенций возведена в абсолют – всегда есть область, в которой можно разобраться.
- Инициативность. Важный фактор во время становления в профессии. Приводит к расширению опыта и кругу полезных знакомств.
- Ответственность. Работодателю важно, чтобы специалист мог сам принять решение и взять ответственность за результат.
- Принципы управления проектом и людьми. Здесь имеются в виду организаторские способности. Они пригодятся при согласовании требований, постановке и распределении задач.
- Аналитическое мышление. Качество, которое позволяет выстраивать причинно-следственные связи и делать это быстро. Его можно воспитать — нужно лишь задаться такой целью.
- Планирование. Аналитик планирует не только свою работы, но и работу команды. Есть очень много факторов, которые аналитику нужно учитывать в своей работе.
- Внимательность. При сборе требований важно ничего не упустить и описать все возможные сценарии поведения системы и ошибки.
- Публичные выступления. Умение презентовать свои идеи или результаты работы помогает в продвижении по карьерной лестнице.
Hard skills
- SQL. Навык написания несложных запросов, чтобы самостоятельно проверять работоспособность кода и искать ошибки в логике.
- Принципы проектирования баз данных. База данных есть в любом проекте. Определение сущностей и связей — основная задача аналитика в этом процессе.
- Интеграция по REST API и протоколу SOAP. Потребности в функционале систем увеличиваются. Бывает, что такой функционал уже реализован во внешних сервисах, и эти решения нужно уметь внедрять путём интеграции. Указанные технологии — самые популярные способы передачи данных между системами.
- Знание жизненного цикла разработки ПО. Помогает понять, кому и для чего необходим результат работы аналитика, как и кем он верифицируется, зачем нужно управление требованиями и многое другое.
- Опыт работы с документацией. Системный аналитик должен грамотно структурировать документацию и постоянно актуализировать её. Чем лучше она организована, тем меньше времени тратится на актуализацию.
- Тестирование/координация тестирования. Результат своей работы аналитик передаёт не только разработчикам, но и тестировщикам. Аналитик — уникальный носитель экспертизы по части работы продукта. Именно к нему приходят с вопросами все члены команды, включая тестировщиков. Бывает, что тестировщиков и вовсе не на проекте, тогда эту роль выполняет аналитик.
- Знакомство UML и BPMN. Это самые популярные нотации, с которыми приходится работать аналитику при составлении диаграмм.
Где нужны системные аналитики
В любой компании, которая выпускает сложный технический продукт или имеет сложную техническую инфраструктуру. Это может быть банковский сектор, ритейл, логистика, безопасность.
Количество вакансий по секторам, от общего рынка вакансий:
- Банковский сектор — 30%
- Ритейл — 15%
- Телеком — 15%
- Финтех — 10%
- Страхование — 8%
- Прочее (IT-продукт в не-IT-компании) — 22%
Цифровой банковский сектор в России — один из самых развитых в Европе, и он продолжает двигаться вперёд. В этих компаниях самый большой спрос на системных аналитиков. Сегодня банки развивают множество параллельных продуктов, не связанных с денежно-кредитной сферой.
Ритейл тоже сильно разрастается. Теперь компании не просто продают товары, встречаются интересные технологические проекты. Например, анализ движения глаз покупателя по полкам с целью выставления более дорогих товаров в наиболее выгодные места.
Какие навыки нужны
У каждой компании свой набор желаемых навыков и «портрет» кандидата. Но можно проследить тенденции в каждом секторе. Мы собрали в таблицу данные по распределению определённых навыков в тех или иных секторах.
*Проценты упоминания навыков в одной из сфер
Анализ этой матрицы позволяет сделать несколько выводов:
- Проектирование и SQL — наиболее востребованный навык. Особенно на него обращают внимание в банках. В этой сфере важна надёжность при проектировании, а цена ошибки слишком высока.
- Второй по значимости навыков — интеграция. Большего всего его ценят в банках и финтех-проектах. В этих областях денежные потоки участвуют почти во всех сферах жизни, и их необходимо интегрировать в сопутствующие продукты.
- В интеграции отдельную степень занимают вечные соперники REST и SOAP. Но их не всегда можно противопоставлять друг другу, так как эффективны в разных задачах. SOAP более старый, но в финансовой сфере его ценят за надёжность. Если есть желание попасть в эту сферу, то при изучении протоколов на него стоит обратить внимание.
- Если вы обладаете навыком прототипирования пользовательских интерфейсов, то в банковском и финтех секторах вам будут особенно рады.
6К открытий8К показов