Зачем айтишникам преподавать: умеешь сам — научи другого
Зачем айтишникам преподавать: личный опыт экспертов. Как преподавание прокачивает софт-скиллы, углубляет экспертизу и даёт энергию. От наставничества на курсов до вебинаров и YouTube-каналов — реальные плюсы и вызовы для разработчиков, которые хотят делиться знаниями.
167 открытий2К показов
В IT принято учиться всю жизнь — но однажды наступает момент, когда хочется делиться накопленными знаниями. Преподавание для айтишников — это часто про развитие софтскиллов, прокачку ораторского искусства, углубления знаний и вклад в сообщество.
Кто-то идёт в наставники на онлайн-курсах, кто-то проводит вебинары или пишет обучающие статьи, а кто-то создаёт YouTube-канал. Пусть миллион так и не заработаешь, зато можно усилить репутацию, расширить сеть полезных контактов и стать заметнее в сообществе. Но, главное, передать свой опыт другим людям и вложиться в развитие молодых специалистов.
Мы решили узнать у экспертов из IT-индустрии, кому и зачем стоит идти в преподавание и какие неочевидные бонусы можно от этого получить.
Энергия и вдохновение
Чтобы обучать других, нужно не только владеть теми навыками, которые вы собираетесь преподавать. Не менее важно уметь объяснять другим сложные вещи доступно и понятно. А ещё хотеть научить других, не раздражаясь на ошибки или непонимание. Без желания ничего не получится, даже если в своём деле вы самый высококлассный эксперт.
Объяснять другим — целое искусство, требующее терпения и эмпатии. Но и вознаграждается оно неожиданными преимуществами — энергией, чувством принадлежности к большому и важному делу, благодарностями от учеников или менти. Это всё — про блага нематериальные. Но для тех, кому важно вносить свой вклад в наше ламповое айти-сообщество, такие бенефиты — желанная награда.
Анастасия Егорова — фронтенд-разработчица с 8+ годами опыта, ментор, автор телеграм-канала кофе и код и авторского youtube-канала по фронту:
Стоит ли айтишнику идти в преподавание? Короткий ответ: да, если вам нравится обучать. Мне самой всегда хотелось преподавать, но чаще всего я делала эту работу дополнением к основной. Во-первых, я всегда с большим доверием относилась к преподавателям-практикам, во-вторых, классическая работа в моем случае приносила больший доход.
Я начинала с работы наставником на курсах, отвела несколько потоков обучения HTML, в мои обязанности входила проверка домашних заданий и консультации студентов по непонятным вопросам. Это была интересная, но совсем низкооплачиваемая работа. Я ушла оттуда через несколько месяцев, но некоторые из моих студентов до сих пор поздравляют меня с праздниками и благодарят за помощь в обучении. А я смотрю, что они стали сильными разработчиками, и радуюсь.
Далее я писала тексты лонгридов-уроков для ещё одной онлайн-академии, мы обучали JavaScript. После этого попала в одну школу программирования, там составляла программу учебного курса по Vue.
После этого были вебинары, где мы со студентами писали приложения на Vue в прямом эфире, а в конце-концов это вылилось в мой личный канал на YouTube с обучающими видео.
Такой подход даёт мне много энергии, мне нравится делиться своими знаниями, объяснять фронтенд простыми словами. Радует, когда на IT-мероприятиях ко мне подходят и благодарят за проведённые вебинары и видео на канале. Если вам интересно преподавание — пробуйте обязательно!
Преподавание даёт чувство сопричастности и внутреннюю мотивацию, особенно тем, кто хочет строить сообщество и формировать стандарты рынка.
Углубление собственных знаний
Объяснения другим усиливают вашу экспертизу и выводят на новый уровень понимания своего дела.
Серёжа Попов, Product Owner в Skillaz и член ПК FrontendConf уверен, что участие в образовательных проектах — одна из важных вех в развитии айти-специалиста:
Есть доказанная теория, что когда ты объясняешь человеку что-то своими словами, то и сам учишься, закрепляешь свои знания. Да, много денег на преподавании не заработаешь. Но я считаю, что на определённом этапе развития заниматься образованием надо обязательно, потому что это в первую очередь нужно для собственного развития и вклада в сообщество.
Григорий Петров, директор по техническому маркетингу в Evrone, делится своим опытом:
Последние несколько лет я пишу новый учебник по Python (да, это настолько долго), в этом мне помогают ~300 энтузиастов, которые читают новые главы и делятся обратной связью. За время общения с ними я смог сформулировать для себя многие вещи о программировании гораздо лучше, чем за предыдущие 30 лет коммерческой разработки. Для меня преподавание — это в первую очередь возможность самому стать лучше, как программисту. Всё остальное идет бонусом: пиар, нетворк, возможность сделать мир программирования чуть лучше.
Владимир Бурмистров, главный системный аналитик в Иннотех, считает: чтобы действительно хорошо преподавать — нужно иметь не только желание, но и предрасположенность.
Важно понимать, что преподавание, как и любая другая профессиональная деятельность, требует регулярности — вы будете делать одно и то же много раз. Чтобы сделать хорошую лекцию, надо постоянно готовиться.
Преподавание может приносить дополнительные деньги, прокачать ваши навыки презентации, подачи, объяснения. И просто углублять уже имеющиеся навыки при проработке материалов. Минус — это время.
Большинство айтишников далеки от образования, и им надо всё это осваивать с нуля, либо же быть плохим преподавателем. Нужно ли идти? Да, нужно, но не стоит ждать каких-то супербыстрых результатов. Некоторые становятся менторами, а у них для этого нет навыков и расположенности. Менторить надо уметь — это тоже целая наука. Крутой сеньор — не равно хороший преподаватель.
Александр Бындю @AlexanderByndyu, основатель Byndyusoft, автор книг «Антихрупкость в IT» и «Карты гипотез», считает, что именно диалог с учениками помогает посмотреть на задачи и проблемы отрасли с новой стороны.
Мы — люди — и наше создание так устроено, что познание происходит в диалоге. Когда вы идёте преподавать, вам дают ребят, которые уже решили стать инженерами, у них мозг заточен на решение сложных задач. Вы приходите со своей темой, рассказываете своё видение, вам задают вопросы, на которых вы уточняете своё понимание, и решаете задачку ученика. Ваше собственное понимание становится глубже, понимание студентов становится глубже, вы взаимно обогащаетесь за счет этого процесса.
Дети — ещё один вызов
Директор студии Монтировка Валера Линьков прошёл все «круги» преподавания — школа, колледж, институт, курсы для взрослых.
Вопрос в том, какие у человека цели и ценности. У обучения в школе будет несколько нюансов. Например, при работе с детьми развязность не подходит. Вы всегда должны быть оплотом, серьёзным человеком в пиджаке, который всегда очень грамотно и сдержанно ответит.
Вторая особенность в том, что детей вы не столько обучаете именно технологии и правилам работы с технологией, сколько увлекаете чем-то интересным. То есть, нужно не показать, как классно работает Python, а заинтересовать ребёнка в том, чтобы он изучал этот Python самостоятельно. Потому что в противном случае, он у вас просто ничего не выучит. Третья особенность школы — всё упирается в ЕГЭ, и натаскивать детей нужно именно по нему.
У колледжей особенность в том, что преподавателю нужен очень твердый характер. Потому что в колледже учатся в основном люди, которые ещё не взрослые, но уже не дети. Они ищут себя, пытаются попробовать весь мир разом. Поэтому первое, чем надо будет заниматься, будучи преподавателем там, это держать серьёзную дисциплину. Образовывать каким-то новым вещам — уже следующая по важности задача. Если мы говорим про институт, там уже нет вопроса дисциплины, зато есть вопрос науки. Там есть определённые паттерны, которые, например, в айтишке очень важны, а в образовании, в науке — вообще нет.
Я попробовал себя в разных амплуа, чтобы понять, каким образом буду взаимодействовать с разными людьми. Я — не тот человек, который жёстко воспитывает дисциплину, и не тот, который будет жёстко натаскивать на ЕГЭ. Ну и при всем при этом я не тот человек, который с диким пиететом относится к науке. Как раз этих трёх недостающих элементов мне и не хватает для того, чтобы стать хорошим преподавателем в классическом смысле.
На курсах же нужен скорее прикладной опыт. Это как раз история о том, чем ты готов поделиться с миром, насколько можешь грамотно изложить свои знания, привести интересные примеры, помочь другим разобраться и ответить на вопросы. Поэтому преподавание на курсах — как раз про тот опыт, который ты можешь передать более молодым коллегам.
Вывод
Преподавание для айтишника — это способ выйти на новый уровень профессионального и личного роста. Оно тренирует навык думать структурно, говорить понятно, слушать внимательно и видеть ценность в передаче знаний.
- Объясняя другим, вы лучше понимаете себя.
- Делясь опытом, вы формируете сообщество, в котором потом захотите работать.
Поэтому если чувствуете, что готовы — не ждите идеального момента. Преподавание — это лучший способ проверить, насколько вы сами выросли.
167 открытий2К показов





