Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Зарплата IT-спеца: а нормально — это сколько?

Аватарка пользователя Алексей Лихацкий
Отредактировано

Ностальгируем по былым ЗП в IT, разбираемся, что нужно знать, чтобы претендовать на повышение и сколько же ноликов писать в вакансии на ХХ.

1К открытий4К показов
Зарплата IT-спеца: а нормально — это сколько?

IT-шники одни из немногих людей, которые даже не задумываются, что могут получать больше. Спрос и предложение на этом рынке растут с огромной силой, а сколько платить хорошему спецу все еще непонятно.

Меня зовут Алексей Лихацкий, в IT я с 2004 года. В этой статье я хочу рассказать о моем пути из найма в гендиры собственной компании. Но сделаю я это с акцентом на щекотливую тему — деньги. Поностальгируем о былых ЗП в IT, разберемся, что нужно знать, чтобы претендовать на повышение и сколько же ноликов писать в вакансии на ХХ.

В первую очередь материал будет полезен:

  1. HR-специалистам, которые проводят первичное собеседование;
  2. руководителям IT-компаний и IT-отделов, которые могут влиять на ЗП своих сотрудников;
  3. “зеленым” стартаперам, которые хотят грамотно рассчитать смету и не переплатить;
  4. аналитикам компаний, которые изучают рынок и конкурентов. Поверьте, по уровню предлагаемых ЗП о компании можно сказать многое;
  5. самим программистам, которые не понимают, сколько же им следует получать. 

Найм, фриланс и многорукий Шива

1997 год. Мне 10 лет и мне нравится IT. Однако в вуз я хочу исключительно на экономический факультет. Все из-за тяги к предпринимательству.

Став старше, я понял, что любовь к коду и бизнес можно вполне себе успешно совмещать. Поэтому в конце учебы поступил на мехмат. Уже с первого курса хотел применять полученные знания на практике, поэтому подрабатывал фрилансом.

Однако целей было больше, чем заработка, поэтому согласился, когда мой одногруппник позвал меня на официальную “взрослую” работу в IT-компанию. Так, с 2007 года в течение 10 лет я занимался заказной разработкой.

Изначально платили мне 11 000. И пусть читателей не пугает эта сумма. Тогда для нашего региона это были нормальные деньги. Тем более, у меня был дополнительный заработок от фриланса, который я не забросил. Моим первым проектом в компании стала игра на ПК “Дозоры” по книге Лукьяненко.

Тогда все были full-stack разработчиками, так как и технологий было не так много, а набрать необходимые для работы навыки можно было быстрее. Задачи нам поступали от тим-лида. В экстренных ситуациях, когда заказчик хотел разговора напрямую, а лида не было на месте, я брал его обязанности на себя. За это потом влетало, но опыт такие ситуации приносили колоссальный.

Зарплата росла от года к году. За особые старания руководитель мог доплатить из своего кармана по собственной инициативе, просто потому что ты не боишься труда. Может прозвучать страшно, но премий не было.

В тот период моей жизни я программировал сразу на трех языках: Perl на официальной работе, JavaScript для фриланса, а еще у меня были свои бизнес-проекты, мобильные приложения, которые я писал на Java. Из-за моей “многозадачности” путал языки на работе и дома, иногда начинал кодить не на том. Но все равно продолжал совмещать, хотел опыта, денег и реализации собственных проектов в будущем.

Делая акцент на моих тогдашних финансах, я понимал, что если брошу фриланс, 11 000 мне будет явно не хватать. При этом, в найме я работал по большей части ради удовольствия и решения нестандартных задач. Я не интересовался, что мне нужно сделать, чтобы моя заработная плата стала больше. Да и не просил об этом. В голове была мысль: “Хорошо работай и ЗП будет расти”. Так и было.

Работа в команде, чтение чужого кода, архитектура проекта, постановка задач, написание ТЗ: все эти навыки я вынес именно из работы в найме. Их развитие напрямую повлияло на мою зарплату в компании, за год она выросла до 20 000.

Опыт, который начинаешь ценить, увольнение и свой проект

В компании я развивался: дорос до тим-лида, потом до ведущего разработчика. Когда стал директором по исследованиям, я занимался наймом и поиском новых кадров. Из-за этих обязанностей оставался в повестке по ЗП, как минимум знал их уровень для начальных ставок.

Тогда ны рынке IT не было такого разброса заработных плат от компании к компании. Мы говорим о временах, когда Сбербанк был просто банком без IT, а на рынке не было так много крупных игроков. При найме я опирался на средние цифры рынка. Если человек попадался с опытом, предлагал ему больше, согласовывая финальные цифры с руководителем.

С первых же собеседований понял: дефицит кадров порождает бОльшую ЗП этих самых кадров. Наш специалист по машинному обучению, которого тогда компаниям в регионах было сложно отыскать, обладал средними знаниями, но получал как полноценный senior.

Параллельно с основной работой, я помнил о моих предпринимательских планах. Успел провалить 10 стартапов, пока не пришел к моему нынешнему детищу, CRM-системе AppEvent. Как только я понял, что эта идея выстрелила, а выручка выросла, я уволился и полностью ушел в свой проект.

Когда ты строишь свой бизнес, ты понимаешь ценность заработной платы с совершенно другой стороны. Я анализировал уровень ЗП конкурентов и пытался понять, почему он именно такой. С прошлого места работы я понимал, что с каждым кандидатом о его зарплате нужно говорить открыто, так как это важная тема при устройстве на работу. Сначала мы не могли позволить себе человека с опытом, часто брали новичков, которые у нас и “выросли”.

Мой опыт в найме научил меня понимать людей и распознавать их мотивацию. Не для всех кандидатов деньги — краеугольный камень. Кто-то приходит за базой знаний, кому-то нужны интересные задачи.

Как гендир AppEvent я прочувствовал перемены после пандемии. До COVID-19 в регионах зарплата была намного ниже, чем в столице. После карантина ситуация выровнялась, нужно было адаптироваться под новые условия. Снова анализировал действия моих конкурентов и пытался понять, почему они принимают эти решения.

На протяжении всей работы моей компании я стараюсь обрисовывать “лесенку” повышения зарплаты каждому сотруднику и давать четкие показатели роста. Я разработчик с опытом работы в найме, поэтому я понимаю другого разработчика. Спустя время все равно хочется расти, какими бы интересными ни были твои задачи. К тому же, я больше понимаю функции, которые выполняет программист. Могу по качеству кода понять, кто его автор: junior или уже опытный специалист.

Сколько мне получать? А мне платить?

Разница между младшим и старшим специалистом заключается в степени углубления в низкоуровневое программирование. Спец более высокого класса обязан разбираться в тонкостях всех процессов программной работы. Он знает, как работают сигналы в операционной системе, как выделяется память для ее работы.

Молодой разработчик обычно не дорабатывает готовые компоненты. На базовом уровне используют публичный код. Чтобы влезть и доработать его функционал, уровень знаний должен быть выше. Нужно понимать, как устроено взаимодействие одного модуля с другим, как работать со сборщиком мусора для очищения памяти. А если мы пишем высоконагруженный проект, такой как AppEvent, разработчику нужны знания в подпроцессах и в fork.

Если специалист претендует на руководящую позицию (тимлид или ведущий разработчик), он должен уметь проектировать архитектуру программы. Это влияет на ее скорость и на скорость внесения изменений от других разработчиков. Внутри продукта все должно быть логически выстроено. Колесо называется колесом, а все модули и переменные названы правильно.

Молодой разработчик смотрит на конечный результат, а не на то, как написан код. В найме меня научили: красивый код лучше работает. Я придерживаюсь этого правила по сей день и рассказываю о нем уже моим сотрудникам.

“Красивый” код — это правильно именованные логические переменные, он отформатирован (переменные в столбик), разделен на логические блоки отступами. Другими словами: все по гайдлайну разработки.

У новичка в моей компании ЗП за год может вырасти в 2,5 раза, если я и команда видим, что он старается. У middle — до 70% за год, но для этого нужно много навыков.

Программисту, как ни странно, нужно уметь не только программировать, но и не усложнять код, а это приходит только с годами. Сильно влияет на продуктивность, а следовательно и на ЗП, умение работать в команде, ведь код одного сотрудника будут использовать его коллеги. Если чего-то не учесть в соседних компонентах, можно все поломать и наделать багов.

Важно помнить: в момент разработки у проекта только один пользователь — сам разработчик. Когда код используют 1000 людей одновременно, проект может не выдержать нагрузки. Поэтому опытные программисты умеют проводить review кода и следят за его эффективностью. Код должен работать не только корректно, но и быстро.

Если говорить со стороны нанимателя, то для меня есть два типа позиции для специалиста. Либо человек нужен, чтобы закрыть потребности функционала в команде, либо мы берем человека, который может усилить команду и в будущем занять руководящую должность.

Если руководитель берет на работу молодого специалиста, он смотрит на скорость его развития и обучения, особенно во время испытательного срока.

На этом этапе для новичка главное научиться читать техническую документацию на английском языке и влиться в работу команды. При выполнение первого задания показать все свои профессиональные стороны. К примеру, проявить себя с точки зрения верстки, если человек метит на frontend-позицию. Красивый визуал — это большой бонус. Желательно знать внутренность уже готовых функций. С такой базой, код будет более эффективным, а сам программист сможет не просто опираться на готовые решения, но и разрабатывать свои собственные.

ЗП в IT. А что сейчас?

По моим ощущениям бум на IT начался с 2014 года. Уже к 2015 открылось много новых IT-компаний. Хороших разработчиков стало не хватать, а дефицит увеличил уровень ЗП на рынке.

Программист — все еще нестабильная с точки зрения зарплаты работа. По всему миру есть IT-гиганты, нуждающиеся в большом количестве грамотных специалистов. Они готовы за них переплачивать, “отбирая” хорошие кадры у стартапов. Поэтому всем стартаперам советую найти опытного партнера-айтишника и избавиться от гигантских цифр в смете.

В начале моего профессионального пути все были full-stack разработчиками. Сейчас в компаниях существует разделение на зоны работы: frontend- и backend-разработку. И для каждой зоны нужен свой специалист. Это не говоря уже о devops, которые возглавляют контейнеризацию через docker. Именно этот фактор сильно изменил цифры в заработной плате IT-специалиста на мой взгляд.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
1К открытий4К показов