Обложка статьи «Интервью с организатором CG EVENT и автором «Понимая Maya» Сергеем Цыпцыным»

Интервью с организатором CG EVENT и автором «Понимая Maya» Сергеем Цыпцыным

Сергей Цыпцын — организатор главного в СНГ события в области компьютерной графики «CG EVENT». Он культовая личность в русскоязычном CG-сообществе, автор книги «Понимая Maya» — одного из главных учебников по CG на русском языке. Сергей Цыпцын собрал вокруг себя огромное количество учеников и уже много лет в промежутках между сёрферскими сезонами делится с профессионалами компьютерной графики своим опытом и необычным взглядом на вещи. Недавно по приглашению CG-команды компании Wargaming (это те самые ребята, которые делают компьютерную графику в рекламе World of Tanks и рисуют целые CG-линкоры для группы Sabaton) Сергей побывал в Минске, где рассказал о трендах в развитии визуального контента. Также он дал небольшое интервью, в котором рассказал о карьере в компьютерной графике, организации крупнейшего в России отраслевого ивента и самых значимых для CG фильмах.

Про старт карьеры в CG в 90-е

Я на самом деле поздно пришёл в компьютерную графику, в 30 лет. Это был 1996 год. Сначала я работал в традиционном IT — писал базы данных, работал в технической поддержке компании Steepler. Там был и программистом, и всеми, кем угодно. Но у компании Steepler было специальное подразделение, оно называлось Steepler Graphics Group. Они продавали Silicon Graphics — это были какие-то космические станции, всё было какое-то инопланетное. Я как-то раз к ним зашёл и подумал: «Ничего себе, вот это жизнь, вот это круто!». Так случилось, что в 1996 году они позвали меня на работу. Я стал заниматься техническим маркетингом — показывал Power Animator, потом Maya и другие безумные софты людям. Делал так, чтобы они захотели их купить. Это были и продажи, и маркетинг, и технические демо, и всё остальное.

Про интерес к компьютерной графике

В общем-то в графику меня тянуло и раньше, ещё когда я в университете работал, мне нравилось визуализировать разные данные. Например, я писал траектории поражающих элементов на OpenGL. Интерес к отрасли возник у меня на фоне интереса к визуализации данных. Мне году в 1991 попалась на глаза книжка «Когнитивная графика». Там было как раз о том, что есть циферки, и надо сделать так, чтобы по этим циферкам человек получал какие-то полезные знания. Для этого предлагалось нарисовать смешные графики — их я и рисовал. А потом, в 1996 году, когда я пришёл в CG, стало можно рисовать уже всякие глупости, не только графики.

Про физиков и лириков

Людей, который умеют и программировать, и рисовать, не очень много, и они на вес золота. По моему мнению, художника ещё можно как-то научить программировать — это набор вменяемых скиллов, рано или поздно он преодолеет свои страхи и будет делать осмысленные вещи. А вот научить программиста рисовать — это сложнее. Там уже, по-моему, действуют какие-то генетические ограничения. Нет, конечно, можно его научить худо-бедно что-то изображать, но вот научить его рисовать по-настоящему не получится.

Про секрет успеха CG Event

Я делаю ивент интуитивно. Секрет такой: заниматься тем, что тебе интересно.

Мы собираемся уже 13 лет — будет 29-й ивент. Да, это карма: мне когда-то сказали, что моё предназначение — собирать людей. Этим я, в общем-то, и занимаюсь. Я стал преподавать в 1999 году и понял, что моё предназначение — не пиксели красить, по темпераменту не подходит. А вот рассказывать об этом у меня получается хорошо, и людям нравится.

В целом CG Event — это плохой бизнес-проект, потому что он завязан на одного человека, на меня. Многочисленные консультанты говорят, что это уязвимый бизнес. Но как случилось — так случилось. Я долго преподавал, накопил большое количество учеников, потом написал книжку, она вышла в 2007 году, вокруг неё собралось определённое сообщество. Плюс я проводил с 1999 года семинары «Пользователи Maya», и они в итоге выросли в CG Event. Ну и до сих пор люди приходят на CG Event именно ко мне. Конечно, с точки зрения бизнеса это плохо, но мне приятно.

Я недавно оглянулся и понял, что конференция одна из самых старых, даже из IT-шных. А если рассматривать её как отраслевую конференцию, посвящённую именно CG, то это одно из крупнейших событий в мире. Так как это дело моей жизни, я продолжаю им заниматься. Это и хобби, и бизнес, и общение с друзьями — всё вместе, в одном флаконе.

Было много смешных попыток сделать какие-то альтернативы, но когда люди занимаются этим параллельно с какими-то проектами или для каких-то других целей, то, как правило, их хватает на раз или два.

Я делаю ивент интуитивно. Секрет такой: заниматься тем, что тебе интересно. Сейчас меня штырит от искусственного интеллекта, так у меня половина ивента про искусственный интеллект. На меня ворчат, пытаются как-то повлиять, но я всё равно буду этим заниматься, потому что это авторитарное и интуитивно построенное мероприятие. Если мне не будет интересно, то всё начнёт киснуть. Поэтому скажу так: строить сообщество важно и нужно, но конкретных советов я дать не могу.

Про главное кино для развития CG

«Парк Юрского периода», «Звёздные войны», второй «Терминатор». Из более современного — первые «Трансформеры» и «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова.