Человек победил ИИ в гонках дронов

Всё, что ты можешь сделать, ИИ сделает лучше. Но пока в некоторых дисциплинах люди всё же превосходят машин.
NASA дроны

Гонка дронов является примером спорта, в котором необходимо демонстрировать молниеносную реакцию и действовать на уровне инстинктов. Но люди недолго будут оставаться единственными игроками в этой дисциплине.

Дроны NASA

NASA объявила о проведении гонки, в которой участвовали пилот мирового класса Кен Лу и ИИ, разработанный лабораторией NASA Jet Propulsion (JPL) и являющийся результатом двухлетней работы её специалистов. Команда учёных создала три дрона — Бэтмен, Джокер и Найтвинг — с внедрёнными алгоритмами, помогающими им избегать препятствия и строить объёмную карту передвижения в зале для гонок. В дополнение к этому, каждый дрон снабжён видеокамерой, предоставляющей алгоритмам входные данные для обучения. Эти алгоритмы также интегрированы в Google Tango, над которой специалисты лаборатории работали параллельно.

ИИ против человека

Дроны способны летать на скорости до 129 км/ч по прямой. Однако большой проблемой для них является часть трассы с препятствиями, поскольку алгоритм пока не способен маневрировать так же филигранно, как человек. На этих спецучастках скорость дронов падала до 64 км/ч. Проект-менеджер JPL Роб Рид пытается объяснить подобное поведение дронов:

Человек управляет дронами на уровне чувств и инстинктов. ИИ же направляет дронов чётко по указанной траектории, в то время как люди пилотируют более агрессивно со своеобразным срезанием углов при поворотах.

Дроны под управлением ИИ летают более осторожно и последовательно. Алгоритмы обучения всё ещё находятся в процессе разработки. Иногда дроны двигались настолько быстро, что вызванный эффект motion blur сбивал их с заранее определённой траектории. С другой стороны, Лу смог изучить гоночную трассу после нескольких кругов и летать с гораздо большей скоростью и ловкостью, чем автономные беспилотные летательные аппараты. Но, как и все люди, он подвержен усталости, что не позволило ему в ограниченный срок продемонстрировать идеальные результаты.

Это, безусловно, самый плотный гоночный трек, на котором я когда-либо летал. Один из моих недостатков, как профессионального пилота – я легко устаю. Когда я уставший, я начинаю принимать неверные решения, даже если пролетел трек уже 10 раз.

Кен Лу

Несмотря на то, что человек и ИИ начали гонку с примерно одинаковым временем кругов, официально зафиксированный результат следующий. Среднее время Лу — 11,1 секунд за круг, у ИИ — 13,9 секунд. Однако, результаты ИИ более постоянные, а результаты человека-пилота имели большой разброс.

Как применить эти наработки на практике?

Отметим, что в большинстве своём беспилотные летательные средства полагаются на GPS для построения пути перемещения. Но этот вариант никак не подходит для помещений закрытого типа или в плотных городских районах, где сигнал спутника попросту не сможет достигнуть цели. Аналогичная проблема существует и у беспилотных автомобилей.

Предложенная JPL технология дронов, использующих камеры, а не спутники GPS, имеет множество потенциальных сфер применения. Подобные дроны могут быть использованы для наблюдения в помещениях, в поисково-спасательных операциях, а также помогут будущим роботам перемещаться по помещениям космических станций.

ИИ превосходит людей не во всём

Несмотря на нашумевшую весной 2017 года победу ИИ AlphaGo над чемпионами мира по игре го, в некоторых дисциплинах люди продолжают оставаться лидерами. Например, в начале ноября в ходе первого поединка в StarCraft между ИИ и человеком машина проиграла со счётом 4:0.

Источник: NASA News