Как разработчикам правильно общаться с коллегами в IT
Рассказываем, как правильно общаться с коллегами в IT-компаниях. Это статья для тех, кому решение сложных задач даётся даже проще общения.
1К открытий2К показов
Привет! Меня зовут Макс, и за последние 15 лет я успел поработать дизайнером интерфейсов, аналитиком и фронтенд разработчиком. Сейчас я работаю в финтехе, руковожу разработкой крупного сайта.
За время своей работы я общался с многими талантливыми разработчиками и заметил, что общение с людьми часто дается им намного сложнее, чем написание даже самого трудного кода.
Разработчики привыкли писать код и передавать компьютеру конкретные инструкции — и это легко, ведь компьютер всегда понимает и интерпретирует всё однозначно. С реальными людьми так не работает. Все люди разные и одну и ту же информацию они воспринимают по-разному тоже — никакой однозначности.
Специалистам важно учиться общаться и эффективно доносить свои мысли до окружающих, чтобы избежать недопониманий и конфликтов. Так что, если вы разработчик, который хочет повысить свой навык общения, — эта статья для вас!
От вашего умения хорошо передать информацию в письменном — и не только — виде зависит то, насколько успешным будет ваше взаимодействие с коллегами по команде. Важно помнить, что коммуникация — это ключевой навык в карьере (особенно на Западе, где сильно ценятся soft skills и нетворкинг).
В этой статье я постараюсь дать несколько советов, которые помогут вам наладить коммуникацию с окружающими и сделать её более продуктивной.
Общение в чатах
Рабочие чаты — это основной инструмент коммуникации в команде. Общение в чатах быстрое и неформальное: обычно вы просто перебрасываетесь короткими сообщениями о работе и стоящих задачах. Так, как же общаться в чатах более эффективно?
- Старайтесь участвовать только в дискуссиях, касающихся вашей рабочей компетенции и вас лично. Не стремитесь участвовать во всех переписках как эксперт. Многие опытные разработчики начинают включаться во все обсуждения, отвечают на все задаваемые вопросы и тем самым тратят свое время и не дают младшим разработчикам участвовать в дискуссионном процессе.
- Общение в чатах может отнимать очень много времени, из-за чего может падать ваша продуктивность, поэтому постарайтесь ограничить общение в чатах. От разработчика ждут код, а не тысячу сообщений во всех беседах.
- Разработчики часто используют технический жаргон в переписках, ожидая что другие люди их поймут. Старайтесь адаптировать сообщения в зависимости от получателя и помните, что не у всех есть технический опыт. Будьте ясны и лаконичны: в письменном общении важно быть конкретными и краткими, использовать простой язык и избегать жаргона и технических терминов, которые могут быть незнакомы большинству.
- Избегайте спама. Перед тем, как отправить сообщение в чат или включить кого-то в переписку, подумайте о том, не заняты ли ваши собеседники на данный момент. Насколько им важно увидеть ваше сообщение именно сейчас? Не будете ли вы их отвлекать? Постарайтесь не писать множество последовательных сообщений, а передавайте свою мысль в одном — уважайте время окружающих.
- Если вы шутите в чате, убедитесь что ваши шутки всем понятны и не интерпретированы двусмысленно. Особенно это важно в межнациональной среде, потому что у людей из разных стран обычно разное представление о чувстве юмора.
- Используйте только понятные всем участникам чата эмодзи. Учитывайте культурные и национальные особенности окружающих.
- Когда в чате назревает конфликт, постарайтесь не быть реактивными. Не отвечайте на критику или оскорбления сразу — сделайте паузу. Затем постарайтесь созвониться с собеседником и обсудить всё в реальном разговоре.
Общение по электронной почте
В отличии от чатов, общение с помощью писем по электронной почте более формальное и медленное. В корпоративном мире без него никак, поэтому важно уметь правильно составлять электронные письма.
- Старайтесь соблюдать формальный стиль и вежливый тон, даже если переписка идёт внутри компании. Это формирует полезную привычку писать правильные письма вне зависимости от ситуации.
- Не ожидайте, что на ваши электронные письма сразу же ответят — это долгий процесс (если, конечно, в теме письма не указано Urgent).
- Старайтесь не ставить в копию письма слишком много людей. Нужно ли им знать про переписку? Нужно ли отвлекать их и добавлять ещё больше деталей в их работу? Опять же — уважайте чужое время.
Общение во время видео- и не только звонков
Разговоры по телефону или во время видеозвонков во многом напоминают личные беседы, однако у них есть своя специфика. Так, как сделать видео- и телефонные звонки более продуктивными?
- Участвуйте только в необходимых звонках. Как и чаты, звонки могут отнимать очень много времени и отвлекать вас.
- Внимательно слушайте собеседников и не перебивайте их. Всегда будьте вежливы.
- Когда отвечаете на вопросы, заданный собеседником, постарайтесь перефразировать или повторить его перед ответом, чтобы собеседник услышал, что вы правильно поняли его вопрос. Также это даст вам время на то, чтобы подумать над ответом.
- Используйте визуальные инструменты во время звонка: делитесь экраном, используйте демо, вайтборд и т.д.. Это упрощает понимание представляемого материала, особенно при обсуждении технических деталей.
- Если организовываете звонок — всегда следуйте повестке. Если повестки нет, то возможно этот звонок нерабочий или в нём нет предмета для обсуждения.
- Убедитесь что звонок был продуктивным и в результате него вам удалось разрешить проблему или создать план действий или новую повестку для следующего звонка.
Общение во время ревью кода
Большая часть коммуникации разработчиков происходит во время код-ревью. Как оптимизировать этот процесс?
- Старайтесь хвалить за вклад в проект. Не забывайте, что ваш собеседник проделал огромную работу.
- Будьте вежливыми и учитывайте чувства и мнение других во время разговора.
- Избегайте обвинения авторов в устаревшем (legacy) коде, не зная причин и истории его появления.
- Старайтесь избегать LGTM («looks good to me») комментариев и пишите комментарии по делу: что вам понравилось, что — нет, и т.д.
- Старайтесь не писать тысячи комментариев за раз — даже если в коде много деталей для исправления. Лучше опишите основные моменты и скажите, что ожидаете несколько итераций, и после того, как правки будут внесены, вы сможете оставить следующие комментарии.
- Старайтесь подкреплять свои комментарии теоретической базой: давайте ссылки на статьи, документацию, коды других авторов и т.д.
- Избегайте сарказм и иронию в сторону автора кода.
- Ведите диалог, а не просто указывайте автору, что и как ему делать. Спрашивайте, будет ли тот или иной подход работать в данной ситуации. Прислушивайтесь к его мыслям.
- Не выставляйте свое мнение как единственное верное, даже если вы эксперт или лид в проекте. Дайте другим участникам обсуждения высказать мнение, подумать и предложить что-нибудь.
- Если возникает конфликт, никогда не пытайтесь разрешить его в переписке. Лучше созвониться или поговорить лично — это всегда более продуктивно, так как вы сможете видеть реакцию и эмоции собеседника.
Следуя этим несложным шагам, вы сможете сделать общение в коллективе более эффективным и улучшить свои навыки коммуникации. Надеюсь, эта статья была вам полезна!
1К открытий2К показов