Обложка: Мнение по Steam Deck: хочется верить в лучшее, но очень много вопросов

Мнение по Steam Deck: хочется верить в лучшее, но очень много вопросов

Помимо разработки и IT в мой спектр увлечений ещё с детства плотно засели игры, причём разные. Например, классика вроде первой часть Fallout или Heroes of Might and Magic 3: Возвраждение Эрафии, Ведьмак 3, Cyberpunk 2077, Dota 2, которая всё ещё в бете. Также я 4 года профессионально играл в Counter Strike: Source, поэтому пройти мимо анонса новой портативной игровой консоли от Valve не мог.

Краткий обзор характеристик Steam Deck

Valve анонсировала новую портативную консоль с ПК-играми и блэкджеком — Steam Deck. Я думаю, все, кто хотел, посмотрел интервью от IGN или другие видео, поэтому сильно останавливаться на обзоре консоли я не буду. Давайте лишь кратко пробежимся по основным характеристикам:

  • Это полноценный ПК с Linux и KDE Plasma в качестве менеджера окон (кстати, если кто-то может подсказать, как пропатчить KDE под FreeBSD, напишите об этом в комментариях).
  • Чип от AMD, 4 ядра, 8 потоков на базе Zen 2, 2.4-3.5 Ггц.
  • Видеоядро производительностью 1,6 ТФлопс.
  • Оперативная память 16 ГБ LP DDR5.
  • Сенсорный 7-дюймовый IPS-экран с разрешением 1280 на 800 пикселей, 16 к 10, 60 герц.
  • Bluetooth 5.0, WiFi, USB Type-C 3.2 gen2, совместимый с DisplayPort, разъём для SD-карты.
  • 64 ГБ eMMC и 256 или 512 ГБ NVMe SSD.
  • Толщина где курки почти 5 см, в самой тонкой точке посередине — 2 см, вес 669 грамм.
  • Быстрый sleep и возобновление игры по кнопке питания.
  • Автономность от 2 до 8 часов. Заявляют, что в Portal 2 можно играть 5-6 часов при 30 FPS.
  • В перспективе будет док-станция для подключения монитора или телевизора и клавиатуры с мышкой.
  • Steam OS 3.0.
  • Можно установить сторонние магазины игр.

Обещают, что всё будет очень круто и плавно работать, а запуск игр можно будет сравнить с запуском приложений на Android или iPhone. Я очень хочу, чтобы это так и было. Потому что такого устройства сейчас нет. Есть перегревающиеся и выключающиеся поделки от китайцев, например, GPD WIN3. Так, чтобы iPhone в мире игр, — такого нет. У меня есть PlayStation Portable и PlayStation Vita, но это совершенно другая история.

Давайте погадаем на кофейной гуще и сделаем диванную аналитику. Я не зря упомянул китайцев и их аппараты. Там довольно мощное железо. Core I7, GTX 1070 — и вся эта история в маленьком корпусе. А что в итоге? Запускается старенькая GTA V, играется 3 минуты, и консоль выключается, потому что перегрев. При этом она играется на минимальных настройках и еле выдает 30 кадров в секунду. То есть производительность — ну такое.

Диванная аналитика: что насчёт производительности?

Начнём с железа.

Будет процессор AMD. Судя по характеристикам, это процессор entry level, то есть не особо мощный. Вряд ли туда поставили мощный процессор, потому что тогда система будет перегреваться так же, как и китайские поделки. Значит, слабый. А раз слабый, значит, видеоядро там не самое производительное, чтобы его смог вытянуть этот мобильный процессор.

Но в характеристиках графического ядра мы имеем цифру в 1,6 ТФлопс. У меня была NVIDIA GTX 1070, у которой, на минуточку, 6,5 ТФлопс. На ней Cyberpunk 2077 уже не игрался даже на высоких, только средние или чуть высокие настройки. И это было 60 кадров в секунду.

Да, я понимаю, оптимизация и всё такое, но плюс-минус все игры одинаково плохо оптимизированы даже после тонны патчей. Поэтому здесь можно скидку не делать. А уж что говорить про RTX 3090, у которой уже 35,6 Тфлопс. Значит, игры будут ориентироваться примерно на это значение. Соответственно, чтобы поиграть на минимальных, надо иметь 1060 или даже 1070.

Прогресс, как вы понимаете не стоит на месте. А в Steam Deck будет далеко не 1060. Да, у неё маленькое разрешение. Это будет большой плюс для производительности, но опыт китайских поделок не даёт мне покоя.

По сути, Steam Deck — это половина Xbox Series S. В Xbox S установлен тот же чип, 8 ядер и 16 потоков, а в Steam Deck — 4 ядра и 8 потоков. Графическое ядро такое же — RDNA 2 с частотой 1.6 ГГц. В Steam Deck частота урезана до плавающего значения между 1.0 ГГц и 1.6 ГГц. Отсюда и урезанный плавающий показатель мощности: в Xbox — 4 ТФлопс, а в Stream Deck — от 1 до 1.6 ТФлопс.

Также хочу отметить, что там будет система совместимости Proton. Это форк Wine, и все мы знаем, как запускать игры на Linux или MacOS. Ведь Wine is not an emulator! И как это «чудесно» работает.

Тут такая же ситуация, как и с процессорами M1 на MacBook и iMac. Для поддержки софта Intel используется система Rosetta, которая позволяет на ARM-процессорах запускать x86-программное обеспечение. Что Rosetta, что Proton — дополнительная прослойка между игрой и операционной системой.

Раз есть ещё один слой, значит, он будет потреблять мощность, питание, а также влиять на производительность. Может быть, некритично, но вряд ли оверхед будет очень маленьким. Все же мы помним Wine?

Потрясающе на бумаге, как будет на деле?

По факту двух-трёх обзоров и озвученной ранее диванной аналитики получается следующая картина.

Нетребовательные проекты типа Portal 2 или Half-Life 2 и другие инди-игры будут играться. Скорее всего, будет отлично, быстро, красиво и приятно. Часа на 3-4 хватит.

Что касается игр уровня Cyberpunk 2077, PUBG (а она очень любит мощный процессор) или хотя бы GTA V, то я думаю, что играть будет неприятно и небыстро. Если консоль заснёт на середине ограбления (по кнопке питания), то она уже не проснётся. А если и проснётся, то с Kernel panic от того же Linux или с критической ошибкой от самой игры.

Если на разрешении 1280 будет 30 кадров в секунду на средних настройках, то на тех же 1920 или 2К это будут уже явно минимальные настройки. Что сводит на нет смысл док-станции.

Минимальная версия с 64 ГБ eMMC обойдется в 400 долларов (30 000 рублей). Версия с полноценным SSD на 256 ГБ обойдется уже в 529 долларов (40 000 рублей), а с 512 ГБ SSD — в 649 долларов (почти 50 000 рублей). Брать версию с 64 ГБ абсолютно бессмысленно. Сейчас ААА-проекты весят по 20-30 ГБ, а за +10 000 рублей будет более быстрый SSD и места в четыре раза больше. Влезет целых две установки Red Dead Redemption 2.

Если нет лишних 40-50 тысяч сразу, то надо подождать полгода после выхода, посмотреть обзоры из первых рук, потом посмотреть обзоры после опыта эксплуатации, изучить успешность продаж. И тогда уже можно брать либо эту версию, либо подождать второго поколения.

Зачем ждать? Вот какой кейс я вижу для следующего поколения: это портатив для слабых и 2D-игр, а дома ждёт док-станция с подключенной eGPU (это такой бокс, куда вставляется полноценная видеокарта или даже две видеокарты, и всё это дело подключается к приставке). Сидишь, играешь в 4К с 60 FPS в любые игры.

На бумаге Steam Deck выглядит потрясающе, всё летает с приятной глазу графикой и достойной автономностью. Как оно будет на деле — все же непонятно.

Главный редактор IGN пользовался консолью два дня и говорит, что всё отлично играется, не греется и не вылетает. Я очень хочу верить, что будет именно так. Что Valve сделали отличную совместимость софта и железа, как это сделали Apple. Что это будет рабочее решение не только для простых игр, но и для требовательных проектов. Что Proton работает стабильно. И тогда это будет бомба!

Но не верится. В любом случае, это первый шаг к прорывному мобильному геймингу, к переносу игрового опыта с ПК на мобильную платформу. Для консолей PS мы уже такие решения видели. Как по мне — они отлично играются.