Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Менеджер продукта: какие навыки нужны «многорукому Шиве»

В последние два года на рынок вышли тысячи российских ИТ-продуктов — только в реестре отечественного ПО зарегистрировано больше 22 тыс. решений. Ни один продукт не может обойтись без продакт-менеджера, который отвечает за его развитие. Разбираемся, какие навыки стоит прокачивать, чтобы стать востребованным специалистом.

244 открытий2К показов
Менеджер продукта: какие навыки нужны «многорукому Шиве»

Место продакт-менеджера в «пищевой цепи» разработки

По данным Strategy Partners, российский рынок ПО в 2023 году вырос на 14% до 1,25 трлн рублей, и будет расти сопоставимыми темпами до 2030 года. Поэтому увеличивается спрос не только на разработчиков, но и на других специалистов, участвующих в процессе создания новых ИТ-продуктов. И в первую очередь на продакт-менеджеров.

Менеджер продукта объединяет в себе сразу несколько функций: взаимодействует с заказчиком и собирает обратную связь от пользователей, определяет развитие продукта и порядок внедрения новых фич, отвечает за экономические показатели. И это далеко не всё. Кстати, о том, как такие специалисты непосредственно разрабатывают продукт, можно почитать здесь.

В продуктовых отделах крупных компаний степень погруженности продакт-менеджера в разные сферы может варьироваться — в зависимости от того, есть ли в компании отдельные штатные единицы под смежные задачи.

Для бизнеса продакт-менеджер важен тем, что именно он выступает связующим звеном между пользователем (заказчиком) и ИТ-отделом, приоритезирует задачи: какие нужно сделать сейчас, чтобы извлечь максимум прибыли, а какие можно отложить на более поздние этапы.

Зарплата продакт-менеджера в среднем ниже, чем у тимлида или senior-разработчика — она составляет порядка 250 тысяч рублей. Но опытному специалисту могут платить и до 500 тысяч рублей в месяц. Правда нужно буквально быть «многоруким Шивой», обладая экспертизой сразу в нескольких областях — от тайм-менеджмента до маркетинга.

Hard-скилы: без чего точно не обойтись

Можно выделить пять основных направлений, в которых продакт-менеджер должен хорошо разбираться:

  1. Аналитика. Важно уметь работать с аналитическими инструментами и строить дашборды, интерпретировать выводы в эффективные для бизнеса решения.
  2. Проектное управление. Нужно иметь хотя бы базовые знания о разных форматах работы команд разработки, например, SCRUM или Agile, и участвовать в ключевых встречах по мере развития проекта.
  3. Исследование рынка. Продакт-менеджер должен понимать как устроен маркетинг, знать основной инструментарий, в идеальном случае – уметь проводить исследование, в том числе конкурентов, искать точки роста для продукта.
  4. Финансовый менеджмент. В первую очередь речь идет о знании ключевых метрик и умении выбирать ключевые показатели, например, в рамках концепции EBITDA.
  5. Знание документооборота. Если этим не заниматься, разработка превратится в хаос, а продукт – в обузу для компании. Важно фиксировать ключевые изменения в проекте, описывать их, чтобы можно было, например, быстро ввести в проект новых ИТ-специалистов.

Часто можно встретить вопрос, должен ли продакт-менеджер уметь программировать. На самом деле, такой опыт — это плюс, но куда важнее в принципе понимать жизненный цикл разработки, буквально — чем программисты заняты каждый рабочий день.

Потому что погрузить специалиста «со стороны» в ИТ-специфику можно сравнительно быстро, а вот научить человека с опытом в программировании анализу, маркетингу, документообороту и другим вещам — гораздо сложнее.

Зачем продакт-менеджеру софт-скилы

Поскольку продакт-менеджер — это руководящая позиция, специалисту важно обладать высоким уровнем насмотренности сразу в нескольких областях. При этом, его работа во многом социальная, и требует развитых soft-скилов.

Первый и самый главный — это коммуникация. Продакт-менеджер выступает «переводчиком», который обрабатывает фидбек от пользователей или заказчика в понятные для разработчиков вещи. Если убрать этого человека из коммуникации, велик риск, что каждое новое обновление софта будет вызывать у пользователей только раздражение, а разработчики и вовсе постараются дистанцироваться от такого общения.

Второй важный скил — это умение обрабатывать большой объем информации, работать в режиме многозадачности. В рамках одного рабочего дня продакт-менеджер вполне может провести подробное интервью с клиентом, проанализировать финансовые показатели и конечно же поучаствовать в нескольких коллективных звонках подряд.

Третий скил — умение формулировать. Как переводчик, продакт-менеджер должен уметь говорить сразу на нескольких языках: бизнеса, разработчиков и аудитории своего продукта.

Четвертый навык — тайм-менеджмент. Разработка — это во многом творческий процесс, но важно не дать ему скатиться в полный хаос. Нужно уметь ставить дедлайны и добиваться их соблюдения, согласовывать смещение сроков там, где это оправдано.

И пятый навык — это креативность. В большинстве отраслей нужно постоянно искать новые решения для того, чтобы конкурировать с другими ИТ-продуктами, своевременно ловить тренды.

Инструментарий продакт-менеджера: примеряем жилетку Вассермана

Можно выделить несколько основных групп инструментов, которыми продакт-менеджеру стоит уметь пользоваться хотя бы на начальном уровне:

  • Средства коммуникаций во всем их многообразии. Видеосвязь, мессенджеры, почта, приложения для проведения вебинаров, интерактивных презентаций, онлайн-доски и т. д. 
  • Инструменты работы с бэклогом. Чаще всего это Jira, но есть и российские аналоги, которые становятся все актуальнее. Сюда же можно отнести и разные приложения для работы с документооборотом в проекте. 
  • Разные средства визуализации. На сегодняшний день на первом месте в этой области остается Figma. Это приложение позволяет создавать простые прототипы даже с минимальными навыками работы с ним. 
  • Системы и сервисы, которые применяют на целевом рынке. Например, CRM, если речь идет о разработке приложений, которые связаны с маркетингом.

Кстати, еще один важный аспект работы продакт-менеджера – это постоянный поиск новых идей и решений, а также инструментов для повышения качества своей работы. Например, сейчас можно говорить о буме применения нейросетей – но важно отличать, где их применение эффективно, а где это просто игрушка.

Работа менеджера продукта требует высокого уровня насмотренности в разных областях, поэтому в профессию часто приходят из смежных направлений ИТ — разработки, аналитики, маркетинга. Это кросс-функциональная специальность, которой не учат в вузе — для ее освоения без опыта работы в ИТ придется проходить курсы на образовательных платформах и в учреждениях дополнительного образования. При этом на hh.ru сейчас около 4 тыс. вакансий для менеджеров по продукту — востребованность этих специалистов, умеющих найти общий язык с бизнесом, разработчиками и клиентами, будет только расти.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
244 открытий2К показов