0

Практика ИТ-аутстаффа. Советы по прохождению собеседования с клиентом

Обложка: IT-аутстаффинг: 8 золотых правил собеседования

Всем привет, меня зовут Макс Кравец и я CEO аутстафф-компании Holyweb. Я решил поговорить про собеседования, потому что рынок труда меняется. Разработчики вынуждены искать новое место, потому что их работодатели покидают Россию или урезают штат. В последние месяцы к нам приходили на собеседования немало мобильных, frontend- и python-разработчиков из крупных компаний — и мы видим, что не все кандидаты справляются с самопрезентацией, даже очень сильные.

В материале хочу рассказать о том, как проходят собеседования с клиентом в аутстаффе (и не только) и как разработчику чувствовать себя уверенно и не бояться интервью.

До собеседования

Если мы говорим об аутстаффе, то подразумеваем, что заказчик уже предварительно выбрал вас из предложенных кандидатов и доверяет вашей компании-работодателю. Его цель — не устроить вам экзамен, а убедиться в правильности выбора. Смотреть будут скорее на то, как вы реагируете на неожиданные и нестандартные задачи, насколько комфортно с вами работать и общаться.

Команда оценит вас, а вы познакомитесь с командой и интервьюером (как правило, лидом проекта). Никто не хочет чтобы одна из сторон оказалась в некомфортных условиях.

Что нужно знать о проекте до знакомства?

До беседы с клиентом ваш аккаунт-менеджер расскажет, на что конкретно обратить внимание, и будет присутствовать на собеседовании. У вас заранее будет полная информация о проекте: версии языков или фреймворков, структура команды, описание организационных процессов, данные о наличие легаси и документации, тестов.

Изучите все, что вам передал менеджер, и подготовьте вопросы, которые хотели бы уточнить. Интервьюеры иногда спрашивают: «Что вы знаете о нашем проекте?» Ответ в духе «Не знаю, кто вы и зачем я здесь» вряд ли порадует вашего собеседника.

Как рассказать о своем опыте?

Многие испытывают проблемы с самопрезентацией и теряются, когда слышат вопрос «Расскажите о ваших последних проектах». Это нормально. Чтобы звучать более уверенно, подготовьте заранее текст о двух-трех проектах, с которыми вы недавно работали, по такому шаблону:

  • Общее описание проекта (2-3 предложения). Система отображения графиков…
  • Проблематика / фича (2-3 предложения).  Чем занимались непосредственно вы. Был затык с тем-то…
  • Решение. Реализовывал с…, применял инструменты…, научился… , другие результаты.

Шпаргалка пригодится вам на собеседовании.

За пять минут до старта

Заблаговременно проверьте работоспособность вашего оборудования и подключайтесь на встречу с включенной камерой. Визуальный контакт — это важно.

Во время собеседования

Что оценит клиент и о чем говорить?

На собеседовании вас, скорее всего, спросят о последних проектах, на которых вы работали. Даже если вы полностью погружены в проблематику и готовы повторно написать код, хоть разбуди вас среди ночи, на собеседовании легко впасть «в ступор», не зная с чего начать ответ. Поэтому не стесняйтесь пользоваться заранее подготовленной шпаргалкой, о которой мы говорили выше.

Если вам кажется, что на вопрос вы уже развернуто ответили и боитесь, что можете наговорить лишнего, не стесняйтесь спросить, достаточно ли такого ответа.

Все интервьюеры положительно относятся к вопросам о проектах, клиентах, используемых технологиях, поэтому не сомневайтесь и спрашивайте — общее впечатление от вас будет более приятным. Уточняйте, как организована работа на проекте, какие задачи необходимо решать именно вам, какие библиотеки и инструменты будут использоваться. Так вы поймете, насколько этот проект отвечает вашим целям и навыкам.

Что будет лишним на собеседовании?

Стоит аккуратно упоминать о фрилансе и соло-разработке. Иногда эти слова могут обесценить крутой опыт. Практика показывает, что такой опыт редко оценят по достоинству, зато вас могут записать в «некомандные игроки».

Небольшой лайфхак, чтобы избежать предвзятости — не используйте термины фриланс / side / pet. Лучше акцентируйте внимание на технических решениях на проектах. Упоминайте конкретные бренды, названия проектов и продуктов, в разработке которых вы принимали участие, не стесняйтесь их называть, если это не противоречит NDA.

Разработчики — живые люди, каждый имеет право на собственное мнение. Какая-то технология может нравиться больше, какая-то меньше. Но оставьте обсуждение своих предпочтений на потом, не ругайте какие-либо технологии, даже если очень хочется. Во-первых, вполне может оказаться, что ваш собеседник придерживается противоположных взглядов. А во-вторых — предвзятость к любой технологии характеризует разработчика не с лучшей стороны. Помните, ваша цель — продемонстрировать знания и узнать о проекте, а не изменить мнение интервьюера.

В разговоре с клиентом во время собеседования вы можете столкнуться с ситуацией, когда он откажется уточнять детали проекта, потому что тот находится под NDA. Это нормально, и не стоит давить на собеседника — раскрыть подробности он все равно не имеет права, а вот негатив от настойчивости не пойдет на пользу ни собеседованию, ни дальнейшему общению.

Наконец, помните, что собеседование вы проходите от лица аутстафф-компании, поэтому все организационные вопросы решаются через руководство. Не нужно обсуждать с клиентом условия работы, график, размер и способ оплаты — за это перед вами отвечает ваш прямой работодатель.

Что делать, если вас спросили о том, в чем вы не уверены?

Если вам задали вопрос, а вы не можете сразу дать конкретный ответ — не впадайте в ступор и не молчите. Рассуждайте вслух: «Я использую такие инструменты в этих случаях, я бы реализовал данную задачу таким образом…» Так ваши интервьюеры поймут, что помимо реальных знаний и опыта вы умеете размышлять на заданную тему и искать решения. Это хороший софт-скилл, который действительно высоко ценится.

Незапланированные ситуации

Чаще всего о том, что понадобится трансляция экрана или лайфкодинг во время собеседования, сообщают заранее. Но иногда сам ход беседы подталкивает к этому, и нужно быть всегда готовым к неожиданным задачам. Если вас просят подтвердить навыки в режиме реального времени, заявить: «Мы так не договаривались» — кратчайший путь к провалу собеседования. Будьте гибким и готовым идти навстречу клиенту.

После собеседования

Итак, этот важный этап позади. Что дальше? Ответ зависит от итогов. Если клиент понял, что вы — именно тот разработчик, какого он искал, а вы заинтересовались предложенными задачами, то вас ждет процесс онбординга в новый проект, знакомство с новой командой. Но контакт с аутстафф-компанией не прекращается: она продолжает поддерживать разработчика, помогает решать спорные ситуации и обеспечивает комфортную для работы атмосферу.

Что происходит, если вы не подошли клиенту?

Первое и самое важное — неудача на собеседовании никак не влияет на вашу оценку как разработчика. Просто иногда люди не подходят друг к другу, это нормально. Ваша задача — вместе с аккаунт-менеджером и тимлидом проговорить и разобрать вопросы клиентов и свои ответы, найти слабые места и определить точки роста.

Отрицательный опыт — это информация для осмысления и самосовершенствования. Если вы готовы работать над собой, новый клиент и новый проект не заставят себя ждать.

После собеседования аутстафф-компания обычно запрашивает у заказчика развернутый фидбэк по каждому пункту. Его используют для доработки индивидуального плана развития специалиста.

С вами был Макс Кравец из Holyweb. Остались вопросы или есть свои советы, как пройти собеседование с клиентом? Пишите в комментариях или напрямую мне в телеграм.