Работа на заказчика из США: особенности и отличия от российского опыта
Рассказ о корпоративной культуре, клиентах и прочих различиях в рамках одной компании в России и США.
3К открытий3К показов
Мария Ржевская
руководитель департамента разработки в компании DBI
Наша команда распределена на две страны: Россию и США. Большой объем работы для американских клиентов выполняет российская команда технических специалистов. Работаем преимущественно удаленно: для наших западных коллег такой формат работы предпочтителен по ряду финансовых причин.
Наверное, первое что бросилось мне в глаза после того, как я начала работать с США — это совсем небольшое количество молодых специалистов, особенно по сравнению с Россией. Действительно, подавляющее количество наших американских коллег — люди 40-45 лет. Это во многом связано с тем, что высшее образование в Штатах платное, соответственно нет такого большого потока выпускников, как у нас. У многих обучение в вузах растягивается на долгие годы. Поэтому в крупных компаниях на «серьезных» позициях трудятся в основном люди постарше. Вообще в Штатах сформирован подход «за знания нужно платить», поэтому ради получения бесценного опыта и знаний молодые специалисты готовы стажироваться в крупных компаниях бесплатно в течение нескольких месяцев.
Наблюдая за коллективами наших американских партнеров и коллег, я заметила, что корпоративная культура там совсем другая. Например, там могут увольнять по списку и одним днем. Если с человеком прощаются то быстро и тут же закрывают все доступы. При этом с уволенными не принято даже общаться или прощаться. Один мой знакомый рассказывал, что вышел успокоить сотрудницу, которую уволили и в тот момент даже не осознавал насколько рисковал быть следующим. Не принято.
Боже, но какие они продажники, каждый американец продажник. Он продает себя. А гуру маркетинга продают себя и еще что-то :). Невероятный эмоциональный поток в каждом жесте и взгляде во время общения. После двух недель в штатах болели все мышцы на лице, на физическом уровне ощущалось, что не улыбнуться в ответ нельзя, но под конец была невероятная эмоциональная истощенность, так как было необходимо каждую свою эмоцию визуализировать.
Еще из ярких моментов: абсолютное отсутствие «круговой поруки». Например, в Штатах считается абсолютно нормальным поведать вышестоящему руководству о том, что твой коллега или даже непосредственный начальник принимает неверные решения или занимается на работе нерабочими делами. В России такую ситуацию представить трудно, так как у нас не принято доносить на коллег «по мелочам».
Очень нравится тот факт, что американцы абсолютно не стесняются задавать вопросы, очень много вопросов, и при этом не боятся показаться невеждами. Еще из организационных плюсов: устные договоренности никакого веса не имеют, все стараются зафиксировать на бумаге или в переписке, это очень большой плюс, особенно когда ты участвуешь в нескольких проектах и есть риск упустить что-то из виду или просто забыть.
Большинство коллективов действительно дружелюбные и есть разные объединяющие традиции. Например компания подрядчик, которая делает большой проект заказчику, после успешного завершения накрывает «поляну» для всех. При этом насколько бы дружелюбным все не было, это история про деньги, а не про общение. В целом, как говорил Бодров, там все про деньги.
Да, в менталитете есть различия, cultural differences. А есть что-то общее у российских и американских специалистов? На мой взгляд, чувство юмора: шутки в Штатах любят и понимают. Главное обходить социальные и политические темы.
Теперь поговорим о самом интересном: о различиях в самом рабочем процессе. Хочу перечислить лишь несколько кардинальных отличий в работе со Штатами и с Россией. Во-первых, пунктуальность и отношение к онлайн-встречам. В США 90% все приходят вовремя. Всегда. Если даже на 5 минут задерживаются — будет отдельный емейл. Если не могут прийти, то заранее предупредят и согласуют перенос, но чаще всего, если митинг согласован, и все понимают его необходимость, на него придут. В России и СНГ нормально опоздать минут на 15, передумать, внезапно обнаружить у себя кучу более важных дел. Конечно, не у всех, но, к сожалению, это очень распространено.
Во-вторых, это отношение к проделанной работе. В Штатах всегда скажут «спасибо». Будь это небольшая задача на несколько часов или большой проект на несколько месяцев/лет. Всегда будет спасибо: kind regards, great job, you are the best etc. На конференц-коллах еще несколько раз повторят благодарности и скажут, какая у вас невероятная команда. После завершения большого проекта будет много писем от менеджеров разных уровней, внутренних и клиентских. Все будут «хлопать по плечу», восхищаться профессионализмом и радоваться завершению. В России же, видимо, все руководствуются поговоркой «спасибо в карман не положишь» и поэтому большинство просто пропускают этот момент. Тем не менее, банальная благодарность и детская радость после успешного завершения какой-то задачи является огромной эмоциональной мотивацией и приносит ощущение не зря проделанной работы. Из-за этого многие в нашей команде любят больше работать на США.
В-третьих, корректность общения. 99% клиентов вежливы, никогда не поднимут голос и не скажут грубых слов. В России все больше тактичных клиентов, тем не менее до сих пор встречаются те, кто не пожалеют для исполнителя ненормативного слова, либо готовы поднять голос в спорной ситуации, перебить собеседника.
В-четвертых, в Европе и США лучше обстоят дела с документацией и постановкой задачи, в целом к пониманию происходящего. Даже если клиент не знает, чего хочет, он понимает, что за то, чтобы ему помогли понять, что он хочет и как это лучше сделать, нужно заплатить. Сама постановка является отдельной оплачиваемой задачей, если клиент не может сформулировать четких требований. В России четкие требования и детальная проработка задачи — огромная редкость, при этом «принеси-то-не-знаю-что» авторитетно считается постановкой задачи и никаких дополнительных средств не подразумевается. Начинайте делать, причем быстро, качественно, недорого и обязательно должно получиться то, что было задумано клиентом.
Также немаловажным плюсом работы с западными партнерами является «бесплатная» практика иностранных языков во время прямого общения с носителями. Многие в команде считают это отличной возможностью поддерживать на высоком уровне свои навыки общения на английском. Да и вообще Русский язык, деловой русский, звучит достаточно сурово, даже в доброжелательной обстановке. Например: «Коллеги, прошу учесть к рассмотрению на утверждение» vs «Hi all, please approve» ?
Ну и, наверное, ключевым различием и аргументом является активное использование передовых технологий. Очень много вещей, которые мы делали со Штатами еще несколько лет назад и активно внедряем сейчас, в проектах в России и СНГ мы еще не использовали. Например, это ERP, CRM и HR-системы в облаках, которые внедрены уже давно и многими вендорами. Стабильное использование шин данных. В России, к сожалению, очень мало компаний готовых делать проекты красиво, технически грамотно и вкладывать в это деньги. Проще заставить бухгалтеров работать в Excel, а технических специалистов — делать выгрузку руками и т.д.
Не стоит буквально воспринимать написанное, так как есть прекрасные, активные клиенты и коллективы в России и есть неординарные «кадры» в США, но в общей массе такое восприятие у всей моей команды. И абсолютное большинство моей команды предпочитает работать с клиентами из США, либо с компаниями в России, у которых европейские/штатовские корни.
3К открытий3К показов