Обычно начинающие команды ориентируются на свой личный интерес и громкую идею, однако этого недостаточно, чтобы создать востребованный IT-продукт.Наше агентство разрабатывает IT-продукты для бизнеса и стартапов на рынках: Fintech, Promtech, Edtech и Medtech. В материале я расскажу о рекомендациях по критериям выбора ниши для молодых проектов, поделюсь личной статистикой и аналитикой последних исследований отраслей рынка.
Все начинается с ниши
Когда фаундер разработал идею — стоит проанализировать рынки в которых сейчас есть тенденции роста и упадка. Тут не стоит брать во внимание конкуренцию, как основной фактор. Главное, оценить «силы», которые будут закрывать потребности конечного потребителя и сделать шаг в сторону правильного сегмента.
Что насчет MedTech?
Сфера MedTech — это не та сфера, в которой стартап может быстро взлететь. Хотя VEB Ventures в своем последнем исследовании сообщает, что к 2025 году российский рынок телемедицинских услуг может вырасти более чем в 60 раз, многие команды сталкиваются с законодательными ограничениями на определенной стадии разработки. Конечно, телемедицина не может полностью вытеснить приемы у врача, но само дистанционное консультирование и некоторые другие услуги в части коммуникации с пациентом уже очень востребованы.
Какие направления здесь открываются?
Внедрение блокчейна
Технология может обеспечить безопасное хранение персональных данных пациента. Например, стартап Patientory предоставляет пользователям доступ к информации о состоянии здоровья из нескольких систем электронных медицинских данных, обеспечивает конфиденциальность и уменьшает утечку информации о пользователях.
Разработка цифровых экосистем для специализированных учреждений
Цифровая экосистема — комплекс продуктов, который объединяет несколько сервисов, внешние и внутренние бизнес-процессы бизнеса и соответственно несколько участников.
Расскажу на нашем примере — мы разрабатывали экосистему программных продуктов для страховой компании «АК БАРС Мед» на рынке Республики Татарстан. Задача – сделать так, чтобы клиент использовал одно приложение — «АК БАРС Мед», а получал сразу весь комплекс услуг: от консультации врача по видеосвязи до записей медицинской карты. Этим сложно удивить, но требуется качество исполнения. Оно решает базовые бизнес-задачи, спрос на которые есть всегда.
Экосистемы для медицинских учреждений и компаний сейчас только начинают пилотироваться на рынок. Их гибкость и преимущества: собрать все в одном месте, лучше достигать пациента/клиента и трансформировать бюрократию, которая присуща в этой «нецифровой» нише.
EdTech-обзор
Edtech по прогнозам на 2021 вырастет на 20-25%. Рынок онлайн-образования увеличивается стабильно, конечно, за прошлый год ниша показала рост в 30%.
Персонализация
Есть много интересных стартапов, которые упрощают доступность образовательных сервисов. Все они завязаны на основном тренде — персонализация. Самые востребованные технологии это раннее обучение и повышение мотивации при обучении. С помощью таких процессов становится возможным более гибкая система взаимодействия в удаленном формате. Например, в бельгийских школах уже применяют ИИ-платформу Century Tech, которая сопоставляет данные на основе индивидуальных планов обучения. По сути, ниша сейчас зависит от западных цифровых продуктов: Zoom, Teams, Google Meet и других мессенджеров.
Начали появляться российские аналоги, которые инициирует Минцифры, но высокую распространенность пока не получают. Эффективность работы тестируется сразу на больших объемах потребностей школ и вузов, чаще только усложняя доступ к образовательному продукту.
Это должно стать главным мотивом, чтобы обеспечить качественное сотрудничество между EdTech компаниями и организациями классического обучения.
Внедрение систем удаленного обучения.
Это можно отнести к трансформации в части коммуникации с пользователем в образовании. У нас был кейс с компанией Videorobot — делали систему, которая позволяет образовательным Учреждениям через свою локальную сеть управлять процессами через удобный интерфейс. Это решение интегрировано в виртуальный симулятор интернам медицинских ВУЗов: она установлена в МГУ и Военно-медицинской академии Кирова. Комплекс продуман для использования в учебном симуляционном центре, синхронной записи видео и аудиопотоков с камер, видеопотоков с симуляторов.
Разбираемся: InsurTech
По версии CB Insights, на рынке ярко выделяются такие категории: программное обеспечение для страховых компаний, P2P-страхование, автострахование.
В своем обзоре InsurTech, я буду отталкиваться от барьеров для входа стартапу:
- Большое количество «старичков», которые работают давно. Увеличивается число стартапов и компаний, которые помогают страховым бизнесам решать проблемы конфиденциальности. Это связано с тем, что потребителям нужна возможность управлять своими данными самостоятельно. Например, стартап Teambrella использует технологию, с помощью которой решение при наступлении страхового случая принимается путем голосования. А сами участники получают компенсацию в токенах платформы, используя приватные ключи, которые хранятся внутри специальной системы.
- Рынок веб и мобильных решений для страхования растет, но готовые продукты здесь — единичный товар. Тренд на собственные экосистемы страховых компаний ставит высокую планку фаундерам: диджитализация взаимодействия с клиентом и пользователем, их сопровождение и урегулирование страховых случаев онлайн, внедрение предиктивной аналитики, распознавания речи, нейронных сетей, машинного зрения и андеррайтинга.
Что насчет VR?
В прогнозах на 2021 год обучение персонала стало крайне востребованным направлением в нише VR. Технологии применимы для тренингов, тестов и задач практической отработки навыков. По данным исследования компании JFF, к 2021 году каждая третья кампания США будет обучать сотрудников с помощью VR-технологий. К примеру, есть такая компания, как МК Professionals — они разработали готовые решения для VR-обучения, благодаря которым сотрудники переносятся в виртуальную рабочую обстановку.Инвесторы делают большую ставку на рост VR индустрии, ведь потенциал таких технологий применим на самых разных рынках, от индустрии развлечений до медицины.
Как определиться? Собираю основные «не», которые стоит учитывать.
- Не переоценивать свои возможности: когда фаундер думает, что полностью знает нишу, заходя без подробного анализа ЦА.
- Не принимать решение, озираясь на конкурентов. Если их нет, то, скорее всего, нет и плодотворной среды для запуска продукта.
- Не выбирать ниши по принципу «они растут в данный момент». Выбор должен пасть на ту, в которой фаундер чувствует себя увереннее. Конечно, про востребованность продукта забывать здесь нельзя.
- Не откладывать стратегическое планирование бизнеса на потом. Игнорировать ее важность на старте — ошибка. Стартап это тоже бизнес, не стоит «упрощать».
- Не игнорировать поиск клиентов с большим LTV. Привлечение нового клиента всегда стоит бизнесу дороже, чем работа с постоянным клиентом. Выбирая сферу, подумайте – вернется ли к вам ваш покупатель больше, чем один раз.
Типичный фаундер: что я могу выделить
Проводя анализ и создавая выборку проблем, которые будет решать стартап, важной частью станет сформулировать список релевантных направлений на общем рынке и оценка всех конкурентов стартапа в нескольких параметрах.
Как отмечал ранее, концентрация конкурентов – один из факторов прибыльности. Стартап, который конкурирует с похожими проектами, получает дополнительный стимул для развития. Анализ конкурентов даст полную картину, какой объем от общей доли рынка они занимают.
Рассчёт емкости, объема и скорости роста потенциального рынка даст понимание текущего потенциала. Здесь еще раз вспоминаем про число конкурентов: их мало — значит есть еще один повод посчитать объем рынка и убедиться, что продукт будет востребован.
О клиентах: как они найдут ваш продукт. Чтобы просчитать это направление, мы пользуемся статистикой поисковых запросов пользователей через Wordstat и Google Trends. Для получения максимума поисковых запросов, актуальны будут сервисы вроде Semrush. Для поиска ниши удобно использовать программу Key Collector. В ней собираются максимум запросов по нужным сегментам.
Я всегда обращаю внимание на истории стартапов, которые уже были успешны в нужной нише. Для любого фаундера здесь важны объемы инвестиций, количество сделок стартапа с клиентом, маржинальность, объем продаж лидеров ниши. Отсмотреть такие стартапы по нужной области стоит поможет ресурс Crunchbase. Он принадлежит TechCrunch, на платформе есть и информация об основателях, и обороты различных компаний, а также данные о том, куда и какие фонды в них вкладывались.