Зачем художнику программирование: как стать продуктовым дизайнером
Сайт для поиска работы Indeed отмечает, что спрос на digital-дизайнеров уменьшился на 26% по сравнению с допандемийными годами. Как специалистам отрасли оставаться востребованными и высокооплачиваемыми?
129 открытий3К показов
По данным UX Design Institute, в феврале 2024 года на мировом рынке труда отмечен спад количества вакансий в сфере UX. Сайт для поиска работы Indeed отмечает, что спрос на digital-дизайнеров уменьшился на 26% по сравнению с допандемийными годами. Как специалистам отрасли оставаться востребованными и высокооплачиваемыми, рассказал Артем Орлов, преподаватель Universal University и Британской высшей школы дизайна, руководитель направления инновации в онлайн-кинотеатре Wink.
Прежде всего, не следует впадать в уныние. Как и во многих других сферах ИТ, трудности с поиском работы в основном испытывают дизайнеры уровня джун, вкладываться в которых у компаний действительно все меньше интереса. Этот тренд вполне прослеживается и в России. В то же время эксперты рынка отмечают, что дефицит высококвалифицированных сотрудников продолжает ощущаться и вряд ли закончится в обозримом будущем. Связано это с бурным развитием профессии UX/UI-дизайнера и приходом в нее новых цифровых инструментов.
Что не так с UX/UI-дизайнерами
Давайте вспомним, как выглядел процесс создания большого сайта или мобильного интерфейса к какой-нибудь сервисной платформе еще несколько лет назад. Продакт-менеджер собирал всю необходимую информацию от аналитиков, формировал гипотезу и прорабатывал ТЗ, которое передавались дизайнеру. После нескольких циклов правок фронтенд приложения считался готовым для интеграции с бэкендом и выпуска в продуктивную среду.
По сути, от дизайнера требовалось наличие креативного видения, эстетической насмотренности, общих знаний в области архитектуры интерфейсов, а также владение несколькими профильными инструментами, такими как Photoshop. Постепенно, с ростом темпов разработки, популяризацией гибких методологий, становилось все очевиднее, что UX/UI-дизайнеры нуждаются в резком повышении производительности труда.
Современный бизнес крайне заинтересован в сокращении time-to-market — времени вывода новых цифровых продуктов на рынок. Одновременно с этим все большее распространение получают инструменты, которые дают дизайнеру возможность не просто «рисовать окошки», а сразу создавать полноценный функционирующий фронтенд — готовый модуль, который разработчик лишь подключает к сервисной платформе. Так началась трансформация профессии UX/UI-дизайнера в дизайнера продуктового.
Скорость, гипотезы, прототипирование
Преимущества такого подхода неоспоримы. Еще до передачи в разработку продуктовый дизайнер, освоивший новые инструменты, способен очень быстро создавать работоспособные версии (MVP) любых интерфейсных сред для пользователей, сразу проверять те или иные гипотезы, проводить А/Б-тесты в связке с аналитиком или даже без него. Работодатель получает ускорение выпуска обновлений и сокращение операционных расходов, а значит, может выделить больше средств для привлечения высококвалифицированных сотрудников.
Функциональность конкретного продуктового дизайнера зависит от его компетенций, а также размера компании, в которой он работает. Если это условный стартап или агентство, такой работник может совмещать в себе много навыков. Например, параллельно выполнять задачи аналитика. В крупной корпорации чаще приживаются узкие специалисты, зато глубоко знающие свой предмет деятельности. Если что их и объединяет, так это наличие креативных талантов и умение использовать платформы no-code.
Программирование без кода
Современный продуктовый дизайнер не просто рисует интерфейс — он наделяет его готовой функциональностью, собирая ее из отдельных модулей, как из кубиков. Самыми, пожалуй, известными инструментами, позволяющими выполнять такую работу, заслуженно считаются платформы бескодовой разработки Bubble и Webflow. Они предоставляют пользователю среду визуального программирования, достаточно универсальную для того, чтобы создавать полноценные приложения, не написав ни строчки кода.
Впрочем, наличие визуального редактора не означает, что стремящемуся расширить свои компетенции дизайнеру не придется изучать программирование. Да, заучивать синтаксис конкретных языков не придется, зато понадобятся серьезные знания в области теории алгоритмов. Без понимания, где необходимо использовать цикл, а где условное выражение, выстроить логику работы приложения не получится. То же можно сказать и о понимании структуры данных, принципах организации систем хранения, устройстве программных интерфейсов и многом другом.
Продуктовый дизайнер может совсем не писать код и для решения нестандартных задач всегда обращаться к разработчику. Однако без понимания теории программирования UX/UI-дизайнер не сможет занять ту профессиональную нишу, в которую стремится.
Как проложить путь в продуктовый дизайн
Вот как мог бы выглядеть трек по набору нужных компетенций для уже состоявшегося в профессии UX/UI-дизайнера, который хочет выйти на новый уровень.
Шаг первый: самостоятельно или в составе комплексного обучающего курса получить основные представления о теории алгоритмов, структурах данных, СУБД и программных интерфейсах.
Шаг второй: выполнить самостоятельную работу по созданию интерфейса сайта или приложения так, как будто проект подготовлен для передачи в разработку. Фактически это должно быть полноценное техническое задание, которое дизайнер ставит сам себе. В целом, этот формат привычен для специалиста по UX/UI.
Шаг третий: подобрать инструменты для самостоятельного выполнения поставленного на предыдущем этапе ТЗ. Но растущие продуктовые дизайнеры, которые планируют работать на заказчиков в РФ, должны учитывать отечественные реалии. Недоступность глобальных облачных сервисов и закон «о приземлении персональных данных» делают упомянутые выше Bubble и Webflow неприменимыми. Однако выход есть. Инструменты no-code существуют и в виде «коробочного» ПО, которое можно установить внутри контура корпоративной безопасности работодателя и использовать локально. С этой целью разумно начать самостоятельное изучение таких продуктов, как FlutterFlow и Appsmith. Кстати, ряд таких платформ сейчас разрабатывается и уже применяется внутри крупных российских корпораций. В обозримом будущем они будут выпущены и как коммерческий продукт.
Шаг четвертый: научиться сопрягать готовый интерфейс с бэкендом создаваемого сервиса. В этом может помочь, например, инструмент Supabase. Он позволяет без написания кода реализовать такие функции, как авторизация пользователей, база данных и прочее. Собственно, на этом этапе сайт или приложение должны обрести полную работоспособность.
Шаг пятый: с готовым навыком создавать продукт с помощью инструментов no-code осталось сфокусироваться на повышении собственной производительности. И здесь на помощь придут генеративные нейросети. Их сотни, и они позволяют решать самые разные задачи. Даже писать код, если в этом возникнет необходимость. Через простой поиск можно выбрать ИИ-платформу, хорошо решающую какую-то ограниченную задачу: нарисовать сет иконок по заданным параметрам или готовый набор текстур в конкретной стилистике, рассчитать карту освещенности для 3D-сцен.
Дизайнеру не нужно объяснять, сколько часов или дней можно сэкономить таким образом. Отчасти из-за этого и падает спрос на соискателей уровня джун — все больше рутинных задач просто перекладывается на нейросети, освобождая профессионалу время на творчество.
Трудоустройство и перспективы
Сейчас мы живем в мире, где главным в резюме является последний абзац. Именно там обычно перечислены отдельные ценные компетенции, которые, как мозаика, формируют профессиональный профиль специалиста. Этот список важнее, чем то, что написано в графе «специальность», и работодатель об этом хорошо осведомлен.
В среднем по рынку UX/UI-дизайнер уровня «крепкий мидл» со знанием Photoshop и Figma может рассчитывать на компенсацию в размере максимум 150 тыс. рублей. Зато подкрепленная опытом строчка со словами Bubble, Webflow, FlutterFlow, Appsmith, Supabase и «промптинг ИИ» отодвигает потолок зарплаты за пределы психологической отметки 200 тыс. И за такого специалиста будут бороться и держаться.
Пройдет еще несколько лет, и возросшая производительность труда позволит дизайнеру выделять время на развитие в смежных областях — UX-исследованиях, аналитике, программировании. То же ждет и прикладные дисциплины: специалист сможет глубже погрузиться в основной бизнес компании, будь то медицинские технологии или привлечение подписчиков в онлайн-кинотеатры. А там уже, вполне возможно, на горизонте замаячат обоснованные притязания на позицию Product Owner.
129 открытий3К показов