Из Facebook в Яндекс: интервью с разработчиком, который вернулся работать в Россию

Партнёрский материал. Что это?
Обложка поста

В интернете много красивых историй о том, как разработчик в поисках возможностей для профессионального роста уехал работать в США или Европу. Вот вам красивая история наоборот: российский программист несколько лет работал за границей и принял решение вернуться в Россию.

Мы поговорили с Александром Дворниковым о том, чем он занимался в лондонском Facebook и почему решил вернуться и присоединиться к Яндексу.

Александр Дворников

Александр Дворников, старший разработчик в Яндекс.Почте

— Александр, расскажите, как вы оказались в Лондоне?

— Мне всегда было интересно узнать, каково это — жить и работать в другой стране. И вот в 2017 году появилась возможность переехать в США или Великобританию. В Штаты я проиграл визовую лотерею H-1B, поэтому мы с супругой выбрали Лондон. После успешного прохождения всех этапов интервью меня приняли в Facebook, где я продолжил заниматься мобильной разработкой. Если до этого я специализировался на iOS, то на новом месте начал работать над кроссплатформенным ядром React Native.

Переезжали с супругой, плюс кошка. Перед переездом нужно сдать тест IELTS по английскому языку, у меня подготовка заняла 1–2 месяца. Я сдал его до того, как прошёл собеседование — заранее рассматривал возможность переезда и решил немного облегчить себе задачу. Если бы я так не поступил, процесс мог бы затянуться.

С адаптацией в Лондоне проблем не было. Я бы не сказал, что у меня потрясающий английский, но мне его было достаточно, чтобы свободно общаться с коллегами.

— И вот вы оказались в Facebook и начали вливаться в рабочий процесс. Что можете рассказать про условия работы и атмосферу в компании?

— Из интересных вещей: шведский стол три раза в день, несколько кафе, парикмахер прямо на этаже, за счёт компании можно приобрести велосипед или абонемент в фитнес-центр. Все приводят своих друзей и родственников в гости. Правда, в лондонском офисе, например, не было спортивного зала, мне этого не хватало.

В Facebook сильно развита автономность: менеджер принимает участие в твоей работе, но скорее как консультант, а не как человек, который непосредственно ставит тебе цели и задачи. Индивидуальные цели достаточно гибкие — ты можешь поставить себе в начале одну цель, а дальше, уже по ходу полугодия, прийти к чему-то, возможно, совершенно другому, но не менее важному. Главное — измеримый результат.

Я попал в очень сильную команду — собрался коллектив разработчиков с разносторонним опытом. Кто-то до этого работал в Apple над ядром iOS, кто-то получил PhD, проводя исследования в области компиляторов. Я многому научился у коллег, за что им очень благодарен.

— А можете поподробнее рассказать про то, чему вы научились, работая в Facebook?

— Первая особенность Facebook, которая приходит на ум, — открытость и готовность к изменениям. В компании ты постоянно открываешь для себя новые, пока неизвестные тебе области знаний, технологии и задачи.

Эта особенность проявляется уже с первых дней. Для нового сотрудника работа в Facebook начинается с шестинедельного интенсива, цель которого — познакомить тебя с инфраструктурой компании и дать понять, как всё устроено внутри. Ты можешь прийти на должность разработчика, дата-инженера или менеджера, но в ходе интенсива тебе, возможно, придётся решать задачи, не связанные с твоей специализацией напрямую. Это здорово расширяет горизонты. Бывает, что после этих шести недель человек решает дальше работать в совершенно новой для него области — просто потому, что она его заинтересовала.

Главное тут — желание и умение быстро учиться. Более того, горизонтальные перемещения внутри компании всячески поощряются. Абсолютно нормально, когда по истечении четырёх лет у сотрудника за плечами есть опыт работы как над продуктами, так и над инфраструктурными задачами в бэкенде, вебе, на мобильных.

Проработав два года в Facebook, я на себе ощутил, насколько важна эта культура открытости и готовности к новому. Каждый из сотрудников обладает универсальным набором навыков, которые позволяют небольшими силами двигать с места достаточно объёмные и сложные задачи. Хотелось бы сохранить и продолжить развивать в себе эти качества.

— Судя по тому, что вы рассказываете, вам нравилось работать в Facebook. Почему тогда вы приняли решение уехать из Лондона?

— Лондон — интересный город, но через пару лет мы стали от него уставать. Это огромный, шумный и густонаселённый мегаполис, в котором мы с супругой чувствовали себя неуютно. Начали перебирать варианты: переехать в Штаты в рамках Facebook, посмотреть что-то ещё в Европе или вернуться в Россию. Я уже работал в Яндексе в 2013 году, ещё до переезда в Лондон, мне там нравилось, поэтому этот вариант был одним из очевидных.

Собеседования как в европейские компании, так и в Яндекс прошли успешно. В итоге мы приняли решение вернуться в Россию. Во-первых, здесь есть перспективы и возможности самореализации не только для меня, но и для моей супруги. Во-вторых, в России остались родные и близкие. В-третьих, в Яндекс.Почте мне предложили очень интересный проект. Мне понравилось, что задачи, которые предстояло решать в Яндексе, затрагивают множество технологий — они не ограничиваются только мобильными.

— Какие конкретно задачи вы решаете в Яндекс.Почте?

— Почтовый сервис — это достаточно понятный инструмент, к которому все давно привыкли. Но к моменту моего возвращения в Яндекс.Почте собрался дружный и сильный коллектив с интересными и смелыми идеями, как сделать продукт лучше.

Задач очень много. Есть задачи, традиционные для мобильных: например, ускорение перформанса и работа с пушами. Есть более специфичные штуки, которые связаны с технологиями Яндекса. К примеру, в Почте появился переводчик, совсем недавно добавили поддержку SpeechKit’а и технологий голосового ввода, прямо сейчас коллеги занимаются автоматизацией тестирования с применением ИИ и нечётких алгоритмов. Результаты необходимо посчитать и проверить, насколько подтвердилась та или иная гипотеза. Для этого мы используем A/B тестирование и мощные инструменты для работы с аналитикой. По сути, каждый разработчик в команде — немного data scientist.

Что касается меня, то я продолжаю заниматься тем, что меня так увлекло в Facebook, — инфраструктурными задачами на iOS и Android. Прямо сейчас мы с коллегами работаем над объединением логики ядра синхронизации на мобильных. Понятно, что нужно учесть особенности каждой из платформ. Задача усложняется тем, что необходимо поддержать все последние оптимизации, связанные с ускорением производительности приложения. А ещё не забыть про работу с офлайн-операциями, которые являются одной из ключевых особенностей мобильной почты. Для кроссплатформенности был предложен новый подход, который уже применяется для решения других задач, например в области автоматизации тестирования. Мы рассказывали о самой технологии на одном из предыдущих докладов Mobile Party и планируем в дальнейшем рассказать ещё.

Вы говорили, что в 2013 году, ещё до релокации в Лондон, уже работали в Яндексе. Как вам кажется, компания сильно изменилась с тех пор?

Безусловно, за эти годы компания очень выросла. Это касается многих вещей. Когда я присоединился к Яндексу в 2013 году, команда мобильной разработки была совсем небольшой. Сейчас мобильные технологии — одно из ключевых направлений для компании. Огромное количество людей из офисов Яндекса в разных частях России работают над несколькими десятками приложений, которые составляют единую экосистему. Подобному росту способствовало появление и развитие мощных инструментов внутренней инфраструктуры, аналитики, коммуникации и тестирования. Они ускоряют процесс разработки, делают его удобнее и открывают возможности для новых экспериментов.

Изменились и внутренние процессы. Сейчас новые разработчики в поисковом портале Яндекса проходят через Буткемп — интенсив, во многом схожий с тем, который внедрён в Facebook. Ребята в течение восьми недель пробуют себя в разных командах и узнают компанию изнутри, а потом выбирают, в каком коллективе и над какими задачами им хотелось бы работать в дальнейшем. Это отличная возможность расширить кругозор и познакомиться с разными людьми и подходами.

Вернувшись спустя два года в Россию, я был поражён тому, как глубоко Яндекс проник во все сферы жизни. Алиса, Еда, Драйв — за примерами далеко ходить не надо. Компания не боится экспериментировать и умеет использовать существующие технологии для создания новых сервисов, делающих жизнь удобнее. Это то, что делает Яндекс Яндексом. И это то, что не было бы возможно без людей в компании, которые, как и 6 лет назад, полны азарта и интереса к задачам, спорят и находят пути для их реализации.

— И Яндекс, и Facebook — компании, которые считаются престижными работодателями для разработчиков. У вас есть опыт успешного прохождения отбора в обе компании. Расскажите немного про то, как проходят собеседования и из каких этапов они состоят?

— Я успел посмотреть, как устроен процесс найма разработчиков в обеих компаниях и снаружи, и внутри. На мой взгляд, у собеседований в Яндекс и Facebook очень много общего. Процесс начинается с общения с сотрудником HR. За ним следует одно или несколько скрининг-интервью по Skype с написанием кода. Если всё прошло хорошо, то кандидату предлагают onsite-интервью, которое обычно состоит из 4–5 секций. На секциях обязательно будут как алгоритмические, так и архитектурные задачи.

Есть и небольшие отличия. У мобильного разработчика на собеседовании в Яндексе обязательно будет отдельная секция по платформе. На ней проверяют, насколько глубоко человек понимает язык, фреймворки и особенности iOS и Android. В Facebook уделяют внимание скорее общим познаниям в области Computer Science, но при этом есть отдельная секция Cultural Fit Interview — на ней задают вопросы о предыдущем опыте и роли в команде. В целом собеседования в обеих компаниях устроены очень похоже. Главный совет — хорошо готовиться и усердно тренировать решение алгоритмических задач.

Если сравнивать работу в обеих компаниях, есть ли что-то такое в Яндексе, чего вам раньше не хватало в Facebook?

Вернувшись в Яндекс, я осознал, насколько для меня, оказывается, важно, чтобы вся команда и коллеги находились рядом. В Facebook я участвовал в проекте, над которым мы работали совместно со смежными командами в США. Разница во времени между нами была 8 часов. Это создавало определённые сложности, связанные как с асинхронной работой и коммуникацией, так и с work-life balance. Наиболее тёплые воспоминания у меня связаны с теми моментами, когда мы приезжали друг к другу в гости в командировку. Трудясь бок о бок, удавалось в короткие сроки добиться гораздо большего.

Команда, в которой я сейчас работаю, находится в Санкт-Петербурге. Мы все сидим друг рядом с другом, рабочие вопросы решаются очень быстро. В коллективе сложилась особая атмосфера: очень дружные коллеги, все на одной волне. Мы часто встречаемся и за пределами работы, выезжаем за город. В конце августа все вместе ездили на неделю в сочинский офис. Мы не только продуктивно поработали, но и успели хорошо отдохнуть, увидеть горы, искупаться в море — было здорово!

Рекламные публикации для бизнеса:
sales@tproger.ru, +7 916 559-71-10

Tproger