10 правил, которые нужно учитывать при разработке интерфейсов
UX и UI сегодня важны как для сайтов, так и для разных мобильных и десктопных приложений. При их разработке IT-специалисты пользуются законами психологии. Как именно психология поможет вам при разработке UX и UI, читайте у нас на сайте.
25К открытий26К показов
Один из показателей современного качественного IT-продукта — привлекательный и удобный интерфейс. Для разработчика важно понимать, как ведёт себя пользователь и учитывать это в своём приложении или сайте, для этого необходимо понимать некоторые психологические правила, о которых мы расскажем в этой статье.
Содержание статьи:
- Закон Фиттса.
- Закон Хика.
- Закон Якоба.
- Закон лаконичности.
- Закон близости.
- Закон Миллера.
- Закон Паркинсона.
- Эффект последовательного позиционирования.
- Закон Теслера.
- Эффект Ресторофф.
1. Закон Фиттса
Время, необходимое для достижения цели, зависит от размера цели и расстояния до неё.
Чем быстрее движения и чем меньше цели, тем выше становится частота ошибок — полагал психолог Пол Фиттс в 1954 году. Это повлияло на решение сделать интерактивные кнопки большими, особенно на мобильных устройствах с кнопочным управлением. Расстояние между задачей пользователя/областью внимания и кнопкой, которая привязана к этой самой задаче, должно быть минимальным.
Где написано подробнее:
2. Закон Хика (Хика-Хаймана)
Время, требуемое для выполнения выбора, возрастает с количеством и сложностью самих вариантов выбора.
В 1952 Уильям Хик и Рей Хайман попытались изучить взаимосвязь между количеством раздражителей и временем реакции индивида на любой из них. Как и следовало ожидать, чем больше стимулов было предложено на выбор, тем больше времени уходило на принятие решения о взаимодействии с одним из них. Вывод: пользователи, «атакованные» выбором, тратят больше времени на выбор цели для взаимодействия. Им приходится делать то, что им не совсем нравится.
Где написано подробнее:
- Закон Хика: упрощение пользовательского выбора.
- Закон Хика: быстрое принятие решения.
- Психологические принципы разработки UX/UI для каждого дизайнера.
- Закон Хика на Википедии.
3. Закон Якоба
Пользователи проводят большую часть времени на других сайтах (а не на вашем). Это означает, что им хотелось бы, чтобы ваш сайт работал так, как и все другие ресурсы, которые им уже знакомы.
Этот закон был написан Якобом Нильсеном, специалистом по веб-юзабилити и руководителем Nielsen Norman Group, основанной совместно с Дональдом Норманом, который до этого был вице-президентом Apple Computer. Доктор Нильсен запустил движение, цель которого заключалась в быстрых и дешёвых улучшениях пользовательских интерфейсов. Он также создал несколько методов практичности, включая эвристическое оценивание.
Что ещё можно почитать:
4. Закон лаконичности
Люди будут воспринимать и интерпретировать двусмысленные или сложные изображения в виде простой формы. Так происходит из-за того, что для интерпретации нужно приложить малое количество когнитивных усилий.
Психолог Макс Вертгеймер поделился своим наблюдением за миганием фонарей на переезде железной дороги. Это было похоже на лампочки на вывесках кинотеатров в старых западных фильмах. Наблюдателю кажется, что свет непрерывно движется по лампочкам, переходя от одной к другой. Но в действительности лампочки лишь включаются и выключаются в определённой последовательности и свет вовсе не движется. Это наблюдение привело к набору описательных принципов того, как человек визуально воспринимает объекты. И эти принципы лежат в основе практически всего, что делают графические дизайнеры.
Где написано подробнее:
- Принципы дизайна: визуальное восприятие и гештальтпсихология.
- Законы фигурной организации восприятия, лаконичности и близости в гештальтпсихологии.
5. Закон близости
Объекты, расположенные рядом друг с другом, склонны к группированию.
Этот закон относится к гештальт-законам организации восприятия и к гештальтпсихологии, которые были основаны Максом Вертгеймером. Он отмечал, что быстрые последовательности событий создают иллюзию движения (как в примере с лампочками выше). Согласно закону близости, человек склонен как бы дополнять неполноценные фигуры. Примером этого могут послужить фильмы, которые представляют собой быструю последовательность неподвижных изображений, которая создаёт впечатление бесшовной склейки. Также это называется Фи-феноменом.
Где написано подробнее:
6. Закон Миллера
Среднестатистический человек может хранить 7 элементов (плюс-минус 2) в своей рабочей памяти.
В 1956 Джордж Миллер утверждал, что диапазон непосредственной памяти ограничен примерно семью элементами информации. Этот вывод он сделал на основе результатов экспериментов, проведённых среди операторов компании Bell Laboratories, в которой работал. Миллер отмечал, что кратковременная память человека способна оперировать в среднем восемью десятичными цифрами, семью буквами алфавита и пятью односложными словами, — то есть мы способны одновременно запоминать в среднем 7 ± 2 элементов.
Кратковременная память чем-то похожа на кошелёк, в который можно положить одновременно семь монет. Память не пытается понять, какое достоинство и какая валюта у этих монет — для неё важно, что они просто есть у вас в кошельке.
Где написано подробнее:
- Принципы разработки дизайна для снижения когнитивной нагрузки.
- Закон Миллера: разделение и резерв рабочей памяти человека.
7. Закон Паркинсона
Любая задача будет расширяться до тех пор, пока не будет потрачено всё доступное (свободное) время.
В 1955 году Сирил Паркинсон опубликовал в британском журнале The Economist сатирическую статью, в которой он сформулировал эмпирический закон: «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Кроме того, в 1958 году была издана книга Джона Мюррея «Закон Паркинсона» (англ. Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress), включившая в себя ряд статей подобного содержания.
Где написано подробнее:
- Закон Паркинсона: ограничение — лучшее, с чем вам приходится работать.
- Закон Паркинсона на Википедии.
8. Эффект порядкового номера
Эффектом порядкового номера называется склонность пользователя лучше всего запоминать первый и последний элементы в серии.
Герман Эббингхаус описывает, как положение элемента в последовательности влияет на точность воспоминаний. В термин также входят эффекты первичности и новизны, которые объясняют, почему элементы, представленные в начале и конце последовательности, вспоминаются с гораздо большим успехом, чем те, которые находятся в середине. Использование эффекта порядкового номера можно заметить в проектах таких компаний, как Apple, Electronic Arts и Nike.
Где написано подробнее:
- Эффект порядкового номера: как создавать более качественные пользовательские интерфейсы.
- Эффект порядкового номера: почему буквы ABC и XYZ запоминаются быстрее других в алфавитах на латинице.
- Психология в дизайне.
- Эффект порядкового номера на Википедии.
9. Закон Теслера
Закон сохранения сложности, также известный как закон Теслера, гласит, что для любой системы существует определённый порог сложности, который нельзя снизить.
Ларри Теслер в середине 1980-х годов понял, что способ взаимодействия пользователей с приложениями был так же важен, как и сами приложения. В книге «Проектирование для взаимодействия» Дэна Саффера содержится интервью с Ларри Теслером, в котором он описывал закон сохранения сложности. Он утверждал, что в большинстве случаев разработчику приходится тратить дополнительную неделю для уменьшения сложности приложения, чтобы пользователь потом не тратил лишнюю минуту из-за нагруженного интерфейса программы. Брюс Тогнаццини предлагает людям сопротивляться упрощению некоторых вещей в жизни. Он аргументирует это тем, что чем проще приложения, тем более сложные вещи пользователи хотят создать при его помощи. Вывод: упрощайте продукт с умом.
Где написано подробнее:
- Переключатели — это выбор.
- Простота переоценена.
- Никто не хочет пользоваться вашим продуктом.
- Закон сохранения сложности на Википедии.
10. Эффект Ресторофф (эффект изоляции)
Эффект изоляции, также известный как эффект Ресторофф, говорит о том, что среди ряда похожих элементов будет проще запомнить тот, который выделяется больше всего (например, круг среди n-угольных фигур).
Теория была выдвинута немецким психиатром и педиатром Хедвигой фон Ресторофф. В 1933 году она опубликовала научную работу, которая была интерпретирована в соответствии с теорией гештальта: числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того, что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.
25К открытий26К показов