X

Как улучшить интерфейс: советы не только для дизайнеров. Часть 2. Чекбоксы и выпадающие списки

В прошлой части мы расмотрели некоторые принципы работы с полями ввода и радиокнопками. Эта статья — вторая порция советов по улучшению интерфейсов приложений и веб-сайтов. Если у вас есть желание оставить свои рекомендации, делитесь ими в комментариях!


Чекбоксы (checkboxes) изначально создавались как элементы группового выбора, т.е. предназначались для обозначения какой-то группы из элементов для последующих групповых действий с ними.

Хорошие и настоящие чекбоксы есть в Gmail

Примером использования чекбоксов может служить любой современный интерфейс почты. Отметив несколько писем, их можно, например, все удалить.

Проблемы и решения при использовании чекбоксов

Рассмотрим основные проблемы, наблюдаемые при использовании чекбоксов, и способы их решения.

Использование чекбоксов для бинарных состояний

Часто чекбокс используют для выбора между двумя разными опциями. Например, такой чекбокс я видел в одном интернет-магазине.

Пример использования чекбокса для бинарного состояния

Такой чекбокс ничего не объясняет, поэтому стоит переделать его в радиокнопку.

Теперь стало все стало гораздо понятней

Использование чекбоксов для включения опций

Довольно часто чекбоксы используют для отображения активности той или иной опции, что, на мой взгляд, не совсем верно.

Чекбокс, включающий опцию

Чекбоксы — это не кнопки. Это элементы, предназначенные для групповых операций. Нажатие на чекбокс не должно приводить к какому-либо действию. Для визуального определения включенных и невключенных опций из списка прекрасно подойдет цветовая индикация.

В приведенном выше примере следовало бы выбрать несколько опций и нажать кнопку «Применить». Такой вариант жизнеспособен, но не очень удобен. Что же делать? Я предлагаю такое решение:

Включение опции в одном из проектов

Здесь прекрасно видно состояние опции (включена или нет). Сразу видно переключение, и решена еще одна проблема, о которой мы поговорим дальше. Подобный переключатель пришел из интерфейса iOS и является достойным аналогом простого чекбокса.

Малый размер кликабельной области

Согласно закону Фиттса, чем меньше элемент, тем труднее его использовать. Эту проблему можно наблюдать не только в чекбоксах.

В маленькую галочку неудобно целиться и попадать. Даже если сделать всю область вместе с текстом кликабельной, то пользователи будут продолжать целиться именно в галочку.

Какие есть выходы и приемы?

  1. Превратить чекбокс в кнопку, тем самым показав кликабельную область.
  2. Превратить чекбокс в метку, увеличив этим область клика.
  3. Превратить чекбокс в переключатель. Об этом я писал выше.

«Выбрать все» и «убрать все»

Для удобства работы с большим количеством чекбоксов в интерфейсе должны присутствовать опции «Выбрать все чекбоксы» и «Снять все чекбоксы». В противном случае работа с таким интерфейсом стает очень нудной и долгой. Представьте, что вам нужно выбрать хотя бы 10 пунктов из 12 имеющихся в списке. Это гораздо проще сделать, выбрав все и сняв ненужные опции.

Выводы

Чекбоксы изначально создавались как инструменты группового выбора. Использовать их для чего-то еще в изначальном виде не стоит. Однако после некоторого тюнинга и соблюдения простых рекомендаций их можно превратить в удобный инструмент для вашего пользователя.


Выпадающие списки, или дропдауны (dropdown) — один из самых неудобных и неэффективных элементов интерфейса. Но, несмотря на это, их продолжают применять во всех местах интерфейса. «Почему?» — спросите вы. Ответ прост: выпадающие списки экономят пространство и помогают спрятать большие списки.

Правила использования и альтернативы

На самом деле, в большинстве случаев выпадающий список можно заменить на достойную альтернативу. Но если вы всё-таки беретесь использовать выпадающий список, то запомните несколько правил.

1. Не используйте выпадающие списки для маленьких списков.

Раскройте выпадающий список и используйте радиокнопки. Это упростит выбор. Пользователь просто пробежит глазами пункты и кликнет в нужный. В случае с выпадающим списком он не увидит сразу всю полноту выбора. Для этого список нужно сначала открыть, а только потом сделать выбор. Раскрыв маленький выпадающий список, мы сократим количество кликов и упростим интерфейс.

Выбор руля в расширенном поиске.

Попробуем поменять на радиокнопки. Стало лучше, не правда ли?

 2. Не используйте выпадающие списки для больших списков.

Выбор даты рождения на Хабре

При использовании большого количества пунктов в выпадающих списках пользователю приходится пользоваться прокруткой и изучать весь список целиком. Это довольно сильно тормозит заполнение форм.

Часто выпадающие списки используют для выбора даты рождения, что я считаю категорически неправильным. Я допускаю использование выпадающего списка для месяца. Но для числа и года можно использовать простое текстовое поле. Для выбора дат придуман специальный элемент datepicker. При всем их многообразии можно подобрать самый удобный, совместив его с полем ввода.

Выбор даты в Бутстрапе совмещает текстовое поле и datepicker

 3. Используйте выпадающий список с вводом и автозаполнением.

Настоящим полезным и применимым выпадающим списком я считаю такой

Выпадающий список для выбора страны ВКонтакте

Такой список позволяет выбрать самые популярные варианты парой кликов, отфильтровать нужную страну из списка и не вводить полное название вручную (как в случае с традиционным полем ввода).

 4. Подставляйте по умолчанию самое частое значение.

Подставляйте вариант по умолчанию, если его выбирает большинство пользователей или вы можете спрогнозировать выбор. Например, в предыдущем примере с выбором страны можно подставить Россию по умолчанию, основываясь на данных о местоположении пользователя.

Вывод

В большинстве случаев улучшить интерфейс с выпадающим списком довольно просто: нужно подумать, как можно решить существующую задачу без использования выпадающего списка. Единственным оправданием дизайнеру, использующему выпадающие списки, может служить тотальная нехватка места и погоня за компактностью интерфейса.

По материалам серии «Как улучшить любой интерфейс»

Как Яндекс использует ваши данные и машинное обучение для персонализации сервисов — читать и смотреть YaC 2019.

Также рекомендуем:

Рубрика: Статьи
Темы: Веб-разработкаДизайн интерфейсов и UXКак улучшить интерфейсСоветы