Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Как из разработчика 1С вырасти в руководителя направления: интервью с директором дивизиона Разработка и сопровождение 1С

Логотип компании Neti
Отредактировано

Павел — директор дивизиона Разработка и сопровождение 1С. Он рассказал, как стать руководителем направления и подняться по карьерной лестнице

1К открытий1К показов

Сначала Павел работал инженером, а потом ушёл в 1С — и за восемь лет вырос до руководителя. В интервью он рассказал, как стать руководителем направления, и поделился секретами, которые помогают двигаться вверх по карьерной лестнице.

До 1С: вуз, первая работа и армия.

— Когда ты заинтересовался программированием?

В 8–9 лет у меня появился собственный компьютер Pentium II. Сначала я играл в игры, потом стал «щупать» Windows, на тот момент 95, Paint и другие программы. В общем, становился прокачанным пользователем. Уже в 8 классе я определился, что хочу поступать на специальность, связанную с программированием. После школы пошёл на факультет информатики и радиоэлектроники.

По диплому я инженер автоматизации. Это специалист широкого профиля, который может запрограммировать микроконтроллер или собрать шкаф автоматики и знает несколько языков программирования. В вузе я изучал теорию автоматизации технологических процессов предприятия, языки программирования Assembler, Pascal, С++, а также SCADA-системы.

— Во время учебы в вузе ты работал?

После второго курса меня отправили на практику в компанию, которая автоматизировала технологические процессы организаций: настраивала автоматическое управление освещением, клапанами и двигателями приточно-вытяжной вентиляции, температурой водоснабжения. Я работал со SCADA-системой — специализированной программой, с помощью которой операторы в реальном времени следят за технологическими процессами. В компании мне понравилось, и я спросил, могу ли остаться дальше работать. Меня взяли.

Там я участвовал во всех процессах промышленной автоматизации — от проектирования конструкторской документации, сборки шкафов автоматики, программирования контроллеров и отрисовки мнемосхем в SCADA-системе до монтажа оборудования на объекте и пусконаладочных испытаний. Несмотря на то что на первой работе я не занимался бизнес-программированием, считаю, практика была очень полезной. Я разобрался в профессии и получил реальный опыт по специальности.

— Чем ты занимался после университета? Сразу пошел в 1С?

Сначала я год служил. А после армии ещё год работал инженером АСУ ТП (инженер автоматизированных систем управления технологическими процессами) в компании, где проходил практику.

— Тебе пригодились программистские навыки в армии?

Когда я прибыл в часть, меня забрали в штаб отделения комплектования. Это подразделение, которое отвечает за учет солдат и сержантов в войсковой части. Какие-то умельцы, видимо, тоже из срочников, сделали в Excel базу данных части, и моей задачей было поддерживать и актуализировать её.

Каждый, кто работал с таблицей, считал своим долгом её дополнить. Я тоже внёс вклад в её развитие. Так сложилось, что при поступлении людей в часть их скан-копии документов и фотографии складывались в общую папку с непонятными именами, поэтому поиск конкретных изображений занимал много времени. Я сделал так, чтобы при нажатии на определенную комбинацию клавиш открывалась форма с фотографиями, которые относятся к военнослужащему, на строчке с ФИО которого стоит курсор. Из этой формы можно было сохранить или распечатать необходимые изображения.

Как стал разработчиком 1С.

— Как в твоей жизни появилась 1С?

В компании, где я работал после армии, приходилось постоянно ездить в командировки. Со временем это стало напрягать, и я решил искать новое место. Я нашёл местный франчайзи 1С, позвонил туда и спросил, возьмут ли без опыта. Мне выслали базовые курсы Гилева по 1С, я их изучил за две недели, прошёл собеседование и получил оффер.

— Что ты делал во франчайзи?

Основным заказчиком франча был тракторный завод с сильно переписанной 1С:УПП, которую поддерживал целый отдел. Кроме того, продавцы приводили внешних клиентов с запросами на сопровождение и внедрение 1С-решений.

Как-то к нам обратился местный завод, чтобы мы внедрили «1С:Документооборот». Никто из наших не знал, что делать, и задачу поручили мне. А я такой человек: почему бы не попробовать. Глаза боятся — руки делают. В итоге на этом проекте я был сам себе и РП, и консультант, и разработчик. Каждый день ездил на завод, общался с девушками из отдела закупок, главбухом, юристами. Выяснял, как у них устроены бизнес-процессы, а потом переносил их в 1С:ДО. Считаю, что это успешный опыт внедрения.

— Насколько ты прокачался во франче?

Тот франч стал отличной «песочницей» для прокачки hard и soft skills. Задачи, которые касались тракторного завода, были описаны консультантами и аналитиками. А от внешних клиентов зачастую поступали нетипичные запросы, для реализации которых приходилось подумать или изучить новое. Бывало, мне говорили «Надо сделать!», и я шёл смотреть курсы, а потом сразу применял теорию на практике. Кроме того, напрямую пообщавшись с конечными заказчиками, я стал лучше понимать, чего хотят пользователи, и предлагать более оптимальные решения.

— Долго ты работал на заводе?

Три года. Мне нравилось: интересные задачи, классный коллектив. Единственное, что не устраивало — зарплату задерживали по два-три месяца. После очередного собрания, на котором директор развел руками и сказал: «Ждём», я решил искать новую работу.

Конечник или интегратор?

— Ты сразу искал удалённую работу?

Сначала я открыл hh.ru и посмотрел, что интересного есть в Чебоксарах. Вакансий нашлось немного. Я прособеседовался в несколько компаний. Одна из них оказалась конечным клиентом и предлагала оклад в 30 тыс. рублей на руки. Причем платили бы, даже если бы задач не было, и всё работало. Я подумал, что мне не подходит этот вариант. Во франчайзи я постоянно выходил из зоны комфорта, поэтому быстро прокачался. У конечника я через полгода разобрался бы во всех бизнес-процессах и плевал в потолок, потому что лет пять ничего бы не менялось. Я бы деградировал как специалист.

— Ты считаешь, что лучше работать во франчайзи?

Не скажу, что всем надо бежать во франч или к интегратору. Сначала человек должен понять, что ему нужно. Может, ему в принципе хочется спокойствия и стабильности? Или у него сейчас проблемы в жизни и нет ресурса на активную работу? В этом случае больше подойдет конечник. А тем, кому хочется динамики и быстрой прокачки hard и soft skills, будет лучше в компании-франчайзи или в интеграторе.

Первый заказчик в Neti.

— Как ты пришел в Neti?

Увидел вакансию на hh.ru, откликнулся, прошёл собеседование и начал работать в направлении Аутсорсинг 1С. Меня не напугало, что здесь удалёнка. Я не поленился, съездил в Казань, познакомился с коллегами. Все оказались классными.

— Помнишь своего первого заказчика?

Первым клиентом у меня был фонд, который помогал нуждающимся людям. Нас попросили подключить к самописной конфигурации 1С модуль телефонии. Для меня этот проект — выход из зоны комфорта. С интеграцией телефонии я сталкивался, но здесь требовались анализ и правка скриптов PHP, с помощью которых аппаратный комплекс телефонии обменивался данными с 1С. Чтобы внести изменения в работу скриптов, пришлось почитать об особенностях функционала PHP в модуле телефонии. Но мне понравилось. Вообще, когда я был разработчиком, меня больше цепляли задачи, которые выходили за рамки типовой 1С.

Для управления бизнес-процессами фонд выбрал подсистему «ПитерСофт: ВРМ». После интеграции с основной конфигурацией при запуске она выдавала ошибку. В подсистеме был закрытый код, поэтому я не мог решить проблему сам и предложил заказчику: «Давайте я от вашего имени напишу в „ПитерСофт“ и спрошу, что делать». Клиент согласился, я связался с техподдержкой и исправил ошибку. Это, кстати, называется четвертой линией поддержки, когда ты от имени заказчика работаешь с другим исполнителем.

— Кажется, это больше на работу консультанта похоже. Нет?

Наверное. Я был не против этим заняться. Да и в Neti у нас есть правило, которое мне очень нравится: делай для клиента чуть больше.

«Первые два месяца я думал, что быть руководителем проектов — проще простого».

— Как ты стал руководителем проектов?

В 2017 году меня подключили к одной из проектных команд направления Сопровождение 1С. В отличие от аутсорсинга, где я фултайм проводил на проекте одного клиента, здесь работал по предварительной оценке с несколькими заказчиками.

Весной 2018 года руководитель проектов моей команды собрался уходить и предложил мне стать РП. Я никогда не изучал менеджмент и не знал, как вести проекты. Но решил попробовать.

— Почему ты согласился? Хотел руководить?

Мне нравится пробовать новое. Если не попробуешь, не узнаешь, получится или нет. Если не получилось, всегда можно вернуться на прежнюю позицию или найти новую работу. В IT с этим проблем нет.

— Получилось?

Первые два месяца я думал, что быть руководителем проектов — проще простого, потому что все процессы работали автономно. А потом началось: то сотрудник собрался увольняться, то клиент отказался от дальнейшего сотрудничества. У некоторых разработчиков начались простои, к команде появились вопросы. Тут я понял, что работа руководителя проектов ни разу не лёгкая. Он должен переживать за проект, видеть узкие места и устранять их, собирать обратную связь со всех и тушить пожары, если загорелось. Если РП плохо справляется со своими обязанностями, страдает вся команда.

— Расскажи о неудачном проекте.

Нас в качестве ресурсного центра привлекла компания-интегратор, которая внедряла ERP. Сначала всё было хорошо, но потом заказчик пропал, не заплатив около 50 тыс. рублей. Позже выяснилось, что организация развалилась.

В 2019 году владелец того интегратора вернул долг и позвал нас внедрять инфраструктуру 1С в крупной сети ресторанов. Учитывая предыдущий опыт, я предложил работать по предоплате. Первые два месяца платежи приходили в срок, это усыпило мою бдительность и на третий месяц я решил вернуться к постоплате.

Сотрудники интегратора оказались из тех плохих подрядчиков, которые вообще не ценят своих людей. Часто они всю неделю молчали, а в пятницу начинали писать мне или нашим программистам, что мы ничего не успеваем и надо срочно выходить в выходные. Мы людям верим, мы клиентоориентированная компания. Я договаривался со своими разработчиками, чтобы они поработали в выходной. Ребята выходили, а со стороны клиента никого не было. В понедельник они нам писали: «Вы что-то делали? Ладно, потом проверим». И опять всю неделю тишь да гладь, а в пятницу — снова становилось плохо. Позже выяснилось, что интегратор всё зафакапил, и конечный клиент отказался с ним сотрудничать.

В итоге, компания осталась должна сумму в размере месячной оплаты. Потом от других подрядчиков интегратора мы узнали, что денег на счету у компании нет и даже через приставов вернуть долг не получится.

Через год у меня произошел курьёзный случай с владельцем этого интегратора. В Прощёное воскресенье я получил от него аляпистую гифку с ангелами и фразой «Простите меня за всё» в WhatsApp. В ответ я спросил, когда он вернет долг. Он написал, что как только деньги появятся, так сразу.

— Какие выводы ты сделал из этой истории?

Во-первых, если клиент вызывает сомнения, то работать с ним нужно только по предоплате. А лучше вообще отказаться и взять другой проект.

Во-вторых, если команда по проекту начинает работать в убыток, нужно либо отказываться от задач, либо переоценивать их и выставлять новый счёт. У РП может появиться желание отложить выставление счёта за задачу на потом, но, как показывает практика, лучше так не делать.

В-третьих, необходимо ценить своих сотрудников. Собственно, я так всегда делал, делаю и буду делать. Можно пойти клиенту навстречу один, максимум два раза. Но если, например, из-за заказчика систематически происходят переработки, значит, надо переорганизовывать работу с ним.

— Расскажи об успешном проекте, который сильно запомнился.

К нам пришёл клиент и попросил сделать доработки «1С:Документооборот». Мы с разработчиком оценили задачу в 60 часов, а заказчик начал гнуть пальцы: «Да мне любой франч сделает за 20 часов». Я тогда уже опыта набрался и понимал, что навстречу идти смысла нет. А ещё я действительно доверяю нашим разработчикам. Я и сказал: «Хорошо, делайте с франчем». Клиента как подменили — сразу согласился с нашей оценкой. Кто знает, может, заказчик так проверял наш характер. В итоге, мы с ним работали около года. Обрабатывали, обсуждали и оценивали его запросы, порой довольно специфические, чем, думаю, заслужили его доверие.

Впоследствии этот заказчик сменил три работы, и на каждой он рекомендовал нас как проверенного партнёра по аутсорсингу 1С. По его рекомендации к нам пришел интегратор, который приносит больше пяти миллионов в год. Я считаю, что это успех!

Советы начинающим разработчикам от руководителя направления.

— В 2019 году ты стал директором дивизиона Разработки и сопровождения 1С. Как изменилось направление за время твоего руководства?

Дивизион вырос в два раза, появилась ещё одна проектная команда. Первая половина 2020 прошла тяжело: из-за коронавируса клиенты либо замораживали проекты, либо не давали достаточную загрузку и сотрудники простаивали.

Во второй половине 2020 года мы круто оптимизировали все процессы. Раньше работали по факту и не смотрели вперёд, а теперь планируем загрузку разработчиков на месяц-два, чтобы не было простоев. Прорабатываем с клиентами не только текущее, но и будущее, например, через полгода, повышение ставок, чтобы заказчики могли планировать бюджет, а у наших сотрудников росла зарплата. Расширяем спектр услуг — у дивизиона уже появились проекты на фултайме.

— Какие планы?

Планов много. Например, сейчас я прорабатываю систему грейдов на проектах, чтобы повысить мотивацию сотрудников, особенно тех, которые работают в формате фултайм. Спойлерить не буду, задумка до конца не готова, но если всё получится, это станет нашим ноу-хау.

— Что ты можешь посоветовать начинающим разработчикам?

Во-первых, не бойтесь выходить из зоны комфорта и пробовать новое.

Во-вторых, будьте открытыми и инициативными. Это клиенты ценят намного больше, чем сухое знание технических особенностей. Естественно, на одной болтовне не вывезешь проект, так что без hard skills и желания разобраться не обойтись. Но и soft skills необходимо прокачивать. Некоторые разработчики на это забивают. И зря. Исходя из своего опыта и исполнителя, и руководителя могу сказать, что открытость и нацеленность на результат дают хорошие плоды с точки зрения профессионального роста.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
1К открытий1К показов