Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Как школьный учитель без опыта в айти за год стал middle-разработчиком

Аватарка пользователя Николай Каменев
Отредактировано

Педагог-организатор решил кардинально сменить профессию и стал middle-разработчиком Почтатеха. Для этого понадобился всего один год.

4К открытий4К показов
Как школьный учитель без опыта в айти за год стал middle-разработчиком

Привет! Меня зовут Николай, мне 23 года, и я из Санкт-Петербурга. Ещё чуть больше года назад я был педагогом-организатором в школе, но решил кардинально сменить профессию и пойти в разработку. По пути я встретил настоящего Ведьмака, а также классную команду Почтатеха.

Учёба: первые шаги человека, который ничего не знал о программировании

Меня с детства интересовали компьютеры и техника, но сначала я не втянулся в программирование. В пятом классе мы изучали Turbo Pascal, и тогда это показалось мне скучным. Куда больше нравилась звукорежиссура: на всех школьных концертах и мероприятиях я сидел за микшерным пультом, помогал со звуком и светом.

После школы я даже получил техническое образование по специальности «слесарь механо-сборочных работ», но потом понял, что не хочу развиваться в этом направлении, и пошел учиться на педагога.

После обучения я работал в разных местах, но в конце концов устроился в школу педагогом-организатором — это такой человек, который помогает с организацией концертов и воспитательной работой в школе. Через некоторое время я понял, что педагогика не увлекла меня окончательно и бесповоротно — это всё ещё была не та работа, на которую я бы с радостью вставал каждое утро.

Как школьный учитель без опыта в айти за год стал middle-разработчиком 1

Я работал в школе с 9 до 16 часов, а после приходил домой усталый, и сил на полноценное обучение чему-то новому особо не было. К тому же я не знал, что именно изучать, и где-то полгода ходил и думал над этим. Читал статьи про разработку и айти, но почти ничего не понимал.

Программирование меня заинтриговало: создавать сложные цифровые продукты, которыми пользуются тысячи людей, делать так, чтобы приложения и сайты работали. Но тогда всё это казалось мне какой-то магией, я даже не знал, как к ней подступиться.

Однажды я просто взял и набрал в поисковике «как стать программистом». Так я наткнулся на онлайн-курсы «Яндекс.Практикума».

До этого я не рассматривал программирование всерьёз, ведь думал, что для этого нужно быть мегамозгом, гениальным и вообще иметь высшее техническое образование. А ещё считал, что никто не возьмёт меня без опыта. Но я прочитал отзывы выпускников и увидел, что после 7–10-месячного курса многие находили реальную работу в айти-индустрии.

Тогда я заинтересовался и решил попробовать.

Но оставалась одна проблема — я всё ещё работал в школе. Я проводил в ней почти весь день и не был уверен, хватило бы у меня сил на учёбу. В «Практикуме» говорили, что на обучение надо выделить около 20 часов в неделю (спойлер — в итоге мне потребовалось чуть больше 30), но и это было для меня слишком большой нагрузкой.

И тут «на помощь» пришла пандемия. Сначала я заболел ковидом и оказался заперт дома на два месяца. Ничто не отвлекало меня от учёбы, и я смог начать заниматься. Через два месяца я вышел на работу, но из-за пандемии в школе отменили массовые мероприятия, так что загрузка была небольшая, и я смог продолжить полноценно учиться.

Как я учился на разработчика и написал свой Инстаграм

Я прошёл в «Практикуме» 10-месячный онлайн-курс для фронтенд-разработчиков. Он начинался с бесплатного 20-часового вводного курса по основам HTML, CSS, JavaScript. Потом шесть недель более расширенно изучали HTML и CSS — в том числе сложные сетки и адаптивную вёрстку.

Программа курса базовая, но обширная и довольно сложная. Сначала мне было легко, но на пятый месяц, когда мы дошли до JavaScript, пришлось попотеть. На JavaScript ушло аж 12 недель, затем столько же — на React и основы бэкенд-разработки. И пять недель на дипломный проект —  сделать Кинопоиск на минималках (фронт + бэк).

Как школьный учитель без опыта в айти за год стал middle-разработчиком 2

Всё это время я каждый день занимался по видеоурокам и разрабатывал в тренажёре учебные проекты. Например, одним из заданий было создать мобильное приложение, по функциональности схожее с Инстаграмом. Нехилая задачка для новичков, не правда ли?

Сначала я просто копировал код из тренажёра, пытался разобраться, для чего нужны все эти функции и кнопки, но не очень понимал, как сделать что-либо самому. Только во время работы над дипломным проектом ко мне постепенно пришло осознание того, что я могу сам написать любую нужную функцию, появилась свобода мышления.

Диплом я сдал одним из первых, и меня пригласили в программу трудоустройства выпускников «Практикума». Там мне помогли составить резюме, рассказали, что нужно говорить работодателям на собеседованиях, дали доступ к чату с партнёрскими вакансиями. Там я нашёл проект на фриланс и два месяца занимался им, параллельно продолжая учиться.

Я был замотивирован своими успехами, втянулся в разработку и захотел изучить её со всех сторон — не только фронтенд, но и бэкенд — и работать fullstack. В «Практикуме» мы проходили основы бэкенда и писали его на JavaScript, но там преподавали базовые знания, а мне было важно копнуть глубже. Так что в свободное от работы время я обучался более сложным темам самостоятельно по курсам Udemy.

Занимаясь фрилансом и изучая бэкенд, я продолжал почитывать партнёрский чат «Практикума» и искать работу на полный день. За два месяца я получил три оффера и в итоге остановился на Почтатехе и его буткемпе — программе стажировок для начинающих разработчиков.

Буткемп Почтатеха: целая команда стажёров, и все (почти) — без диплома программиста

Буткемп — модное название обычной стажировки: работаешь три месяца, и, если всем всё нравится, тебя берут в штат. Я попал в Почтатех вместе с другими стажёрами — их туда набирают не постоянно, а раз в сезон.

У всех, кроме одного, не было диплома программиста и высшего образования в сфере айти. Все мои коллеги по стажировке — педагоги, юристы, банкиры и управленцы, которые решили сменить специальность и прошли базовое обучение по разработке.

Это были ребята разного возраста — например, 50-летний бэкендер Геннадий, который до этого никогда не работал в айти и, как и я, просто прошёл курс. Он пробовал множество профессий, изучал несколько языков — в том числе японский — и в итоге пришёл в разработку.

Нас поделили по направлениям — фронтенд, бэкенд, тестирование и дизайн. Не хватало только аналитика. Я выбрал роль фронтендера. У каждого направления был свой наставник — тимлид из Почтатеха. Моего звали Александр Малышев — привет тебе, Саша, если читаешь это!

Сначала мы познакомились с наставниками и нашим agile-коучем Антоном. Потом распорядок дня был такой: в 11 утра — ежедневная летучка, на которой мы обсуждали свои планы. Затем садились писать код. Его ревьюил Саша Малышев, он же отвечал на все мои вопросы, которые возникали по ходу дела. Позже к нему присоединился senior-разработчик по имени Сергей Ведьмак ?

Как школьный учитель без опыта в айти за год стал middle-разработчиком 3

Во время стажировки я разрабатывал интерфейс для HR-портала Почтатеха. Кроме того, мы много учились. Каждую неделю нам устраивали воркшопы по scrum — о том, что такое PBR, как проводить ретроспективы и так далее. У нас в команде не было scrum-мастера, и Антон спросил, кто хочет временно взять на себя эту роль.

Я выдвинул свою кандидатуру и все три месяца, пока продолжался буткемп, отвечал за scrum. Проводил ретроспективы, вместе с Антоном придумывал, как ускорить разработку нашей команды, наладить коммуникацию между фронтендом и бэкендом.

Было весело, потому что я ежедневно видел плоды своих трудов, понимал, что создаю реальный работающий продукт. Это невероятно мотивирует. Поэтому, когда стажировка закончилась и мне предложили продолжить карьеру в Почтатехе, я без сомнений согласился.

Работа в Почтатехе

Сейчас я разрабатываю UI для сервиса курьер-хаб Почты России.

Если конкретнее, я работаю в команде по  автоматизации курьерского сбора и доставки посылок. Это те вещи, которые напрямую влияют на то, насколько комфортно и приятно клиентам будет пользоваться услугами Почты.

Например, одна из наших  задач — уменьшить временной период доставки отправлений и сделать так, чтобы люди могли выбирать удобные короткие интервалы. Не просто «с 16 до 20 часов», а конкретное время — например, 17:30. Очень греет душу мысль, что благодаря нашей работе кому-то станет проще жить и не придётся ждать курьера, отменяя все свои планы.

Изначально я выбрал Почтатех, потому что там предлагали лучшие условия по графику работы, зарплате, предоставляемой технике. С тех пор ничего не изменилось — я всё так же полностью удовлетворён всем этим.

Конечно, не всё идеально — например, я бы хотел, чтобы в наш соцпакет добавили курсы английского. Но всё это мелочи, ведь глобально я вижу, что могу здесь расти. Вместе с магистром фронтенд-гильдии (Сашей) мы разработали мой индивидуальный план развития — то, что мне надо сделать, чтобы стать крутым разработчиком. Да, придётся потрудиться, прокачать свои скиллы, пройти ещё пару курсов, но оно того стоит.

А самое главное — я нашёл себя и до мурашек кайфую от нынешних задач. И в первую очередь меня привлекает не уровень зарплаты (который выше учительского, конечно) или возможность работать удалённо, а то, что я занимаюсь любимым делом.

Что бы я посоветовал тем, кто хочет стать разработчиком и «вкатиться» в айти без опыта

  1. Выбирайте язык программирования, который востребован в айти-индустрии. Сейчас самые популярные — Java, JavaScript, Python, Go.
  2. Пройдите обучение. Это можно сделать самостоятельно, но лучше выбрать онлайн-школу, ведь если у вас нет наставника, не всегда понятно, усвоили ли вы материал. А на курсах рядом всегда есть человек, который проверит, правильно ли вы написали код. Кроме того, почти все онлайн-курсы предлагают для своих выпускников возможности по трудоустройству. Изначально я относился к этим обещаниям скептически, но в итоге почти все, кто со мной учился, нашли работу в айти.
  3. Ищите стажировки и буткемпы — например, они регулярно проходят в Почтатехе, Яндексе, Сбере и других крупных компаниях.
  4. Используйте все возможности для того, чтобы заниматься реальными проектами. Создавайте приложения и сайты на курсах, стажировках, просто с друзьями, ищите задачи на фриланс. Всё это в итоге пойдёт в портфолио.
  5. Если что-то не понимаете, пытайтесь сами искать информацию. Когда у меня ступор, я ищу на YouTube видео других программистов на нужную тему или гуглю ошибку. Обычно это помогает, ведь тысячи людей по всему миру работают над тем же, что и вы. Также можно зайти на сайт Stack Overflow — им для решения проблем пользуются все разработчики.
  6. Наконец, главное — усердно работайте, и у вас всё получится. Если пройти курс и заниматься полгода-год, найти работу в айти вполне реально. Но это должно быть вам действительно интересно, иначе просто не будет мотивации продолжать. А если она есть, то, как показала практика, переобучиться на разработчика никогда не поздно — даже в 50 лет ?
Как школьный учитель без опыта в айти за год стал middle-разработчиком 4

Удачи!

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
4К открытий4К показов