Как стать хорошим ментором в IT и получить от наставничества максимум пользы?
Мы спросили двух инженеров ABBYY, как стать ментором и что важно учитывать, чтобы ментор и ученик получили от работы максимум пользы.
3К открытий3К показов
Опыт менторства — это и возможность прокачать свои soft skills: научиться делегировать и быстрее переключаться между рабочими процессами, понятно и доходчиво объяснять задачу, лучше оценивать сроки и результаты проектов любого масштаба.
Именно поэтому в ABBYY так много менторов. Не так давно мы подсчитали, сколько сотрудников преподают на кафедрах, проводят стажировки, принимают внутренние экзамены, проводят Code Review. Оказалось, что у нас более 30 наставников по направлениям Natural language proccessing (NLP), Computer Vision, мобильной разработке и другим. Кто-то уже помог десяткам учеников, а кто-то — еще только начинает передавать свои знания другим. Хорошие наставники в IT — на вес золота, и этому тоже можно учиться.
Прежде, чем рассказать, как стать хорошим ментором, посмотрим, на разницу между руководством, менторством и коучингом.
Мы спросили двух инженеров ABBYY, какие моменты важно учитывать, чтобы оба участника процесса получили от менторства максимум пользы, и вот что они рассказали.
1. Проверять знания и навыки учеников «на берегу»
Иван Загайнов
Deputy Head of Core Recognition Technology Group, ABBYY
У нас есть период адаптации новых сотрудников. Иногда его приравнивают к испытательному сроку, иногда — нет. Каждому новому члену команды мы назначаем несколько экзаменов, где проверяем его знания по разным темам.
Например, разработка на C++, изучение наших внутренних библиотек, таких как NeoML, и так далее, в зависимости от специализации. Экзамен проходит не один раз, это серия встреч, в результате которых ментор-экзаменатор выносит вердикт о том, насколько новый сотрудник-менти разбирается в теме, может ли он писать код в соответствии с корпоративными стандартами.
В ходе проверки новобранец должен тщательно изучить тему, воспользоваться поиском по нашему коду или в открытых источниках и попытаться решить задачу самостоятельно. Если что-то не получается, можно консультироваться с коллегами или с экзаменатором. Цель ментора на экзамене – выровнять уровень подготовки у сотрудников одной команды. К примеру, для разработки кода в технологиях ABBYY требуется высокий уровень знания C++.
Экзамены позволяют восполнить недостающие пробелы в этой области, они помогают разработчику почувствовать себя более уверенно, потому что к концу такого обучения он понимает, что знает всё примерно так же, как и его коллеги.
Сергей Кочетков
Head of Group, Visual Recording and Screenshot Analysis Group, ABBYY
В работе ученика и ментора очень важно, чтобы был «мэтч» на всех уровнях. Общение не должно ни у кого вызывать дискомфорта — иначе ничего хорошего не выйдет. Кроме того, советую как следует изучить стартовые навыки и умения вашего менти.
В ABBYY, например, набор на стажировку предполагает полноценное собеседование. Во всех командах у нас есть стандартное тестовое задание и затем интервью. На этой установочной встрече мы рассказываем о своих задачах, чего стажёрам ожидать от работы в компании.
Есть и немного кодинга — просто чтобы убедиться, знает ли человек Python и работу с нейросетями хотя бы на базовом уровне, потянет ли он проект. Но при этом нужно не забывать и делать скидку — требования, конечно, несколько ниже, чем когда мы собеседуем инженера на полную ставку.
2. Выбирать задачи и проекты, которые ученику по силам, имеют практическую цель и входят в сферу его интересов
Иван Загайнов
Deputy Head of Core Recognition Technology Group, ABBYY
«Еще до старта стажировки мы составляем список задач и проектов для будущих менти. Как правило, такие списки мы придумываем всей R&D командой. Получается около десятка тем по разным направлениям разработки. Мы стараемся соблюдать баланс интересов.
Конечно, компания преследует свои бизнес-цели, и выбранные задачи потенциально могут способствовать развитию наших продуктов и технологий. Но мы обязательно учитываем и профессиональные интересы учеников. Если кто-то выбрал для себя тему, то мы её уже не меняем.
Сергей Кочетков
Head of Group, Visual Recording and Screenshot Analysis Group, ABBYY
ABBYY не первая компания, в которой я работаю со стажёрами. Но мой первый опыт был неудачным. Ученик проработал со мной несколько месяцев и затем покинул компанию. Одной из причин, которую он назвал, было отсутствие мотивации. Ученик плохо понимал, какую задачу он решает для компании и какова его конечная цель.
Я учёл этот комментарий в своей дальнейшей работе, и сейчас стараюсь подробно объяснять, как решение той или иной задачи поможет начинающему программисту развивать свои профессиональные навыки, и какую пользу его проект принесёт бизнесу.
3. Вдохновлять и направлять
Иван Загайнов
Deputy Head of Core Recognition Technology Group, ABBYY
На мой взгляд, ментор выступает для ученика в двух ипостасях. С одной стороны, его роль близка к научному руководителю. С другой, это и взаимодействие руководителя с подчиненным.
Мы воспринимаем стажёров в качестве таких же сотрудников, как и всех остальных, ведь их труд оплачивается. Они ведут не просто абстрактные исследования: мы ожидаем конкретные результаты в ожидаемые сроки. Поэтому уровень ответственности в данном случае несколько выше, чем просто курсовая или даже дипломная работа.
Сергей Кочетков
Head of Group, Visual Recording and Screenshot Analysis Group, ABBYY
Конечно, ментор должен и вдохновлять, но и контролировать качество выполнения работы. Если я вижу, что мой ученик пошёл не в ту сторону, я корректирую его действия. Начинающему программисту легко закопаться в каких-то дебрях — например, начать вникать детально в работу какой-нибудь open-source библиотеки, пытаться понять каждую строчку кода. Можно потратить на это полгода, а результатов не будет.
Задача ментора — отслеживать такие моменты, остановить и указать оптимальное решение: надо просто правильно запустить библиотеку, настроить конфигурацию, исправить ошибки, и вот тебе быстрый результат. И для этого каждую строчку изучать не надо, надо лишь прочитать документацию.
4. Не бояться доверять и делиться опытом
Иван Загайнов
Deputy Head of Core Recognition Technology Group, ABBYY
В ABBYY стажёры решают реальные, «боевые» задачи с первого дня. Например, на стажировке в отделе Computer Vision у нас была довольно сложная задача — подобрать оптимальную архитектуру нейросети в процессе её обучения (NAS) для детектирования баркодов на изображениях документов.
Я рискнул доверить этот проект сразу двум ученикам. Они пробовали применять различные методы подбора архитектур, им удалось запустить градиентные методы подбора (DARTS и ProxylessNAS) на этой задаче и получить первые результаты. До этого момента никто из моих сотрудников не ставил подобных экспериментов. А ребятам удалось модифицировать код, и всё заработало. Один из них по итогам стажировки остался работать у нас.
Сергей Кочетков
Head of Group, Visual Recording and Screenshot Analysis Group, ABBYY
Всем будущим менторам рекомендую книгу Дэниела Пинка «Драйв. Что нас на самом деле мотивирует». Многие психологические исследования доказывают, что нас мотивируют три вещи: самостоятельность, рост мастерства и большая цель.
В менторстве не должно быть микроменеджмента. Вы не должны контролировать каждый шаг и каждую строчку кода. Я всегда ставлю задачу довольно широко и поощряю творческий подход. Ученик сам выбирает инструменты и методы решения задачи.
Рост мастерства — это второй аспект мотивации. К примеру, многие начинающие специалисты не владеют интегрированной средой разработки (IDE) — программируют либо в Jupyter Notebook, либо прямо в блокноте. И первая задача ментора — показать, как программировать более эффективно в IDE, быстро перемещаться в нужное место кода, отлаживать код.
Или другой пример: многие начинающие программисты, которые работают с нейросетями, думают, что достаточно подобрать хорошую модель, и всё заработает. На самом деле почти всегда проблема в данных.
Ещё пример: сейчас индустрия машинного обучения так развивается, что всё делается на open-source. Если человек умеет работать с чужим кодом, он станет крутым продуктовым инженером. А если будет писать «велосипеды» с нуля, то он далеко не уйдёт и его продуктивность будет равна нулю. Очень важно делиться такими наблюдениями с учениками, даже если они кажутся вам очевидными».
5. Прокачивать свои hard и soft skills
Иван Загайнов
Deputy Head of Core Recognition Technology Group, ABBYY
Конечно, наставник хорош тогда, когда обладает высоким уровнем экспертизы в своей области. Не все хорошие программисты – хорошие менторы. Но, как правило, все хорошие менторы — хорошие программисты.
Не стоит забывать и о soft skills. К примеру, бывают ситуации, когда у ученика или сотрудника что-то не получается. Он начинает «закисать», выгорает, хочет всё бросить и уйти. В этот момент необходимо увлечь человека задачей, над которой он бьётся. Преподнести её по-новому, рассказать, каких результатов можно добиться, какие навыки получить.
В этом смысле менторство помогает научиться слушать и понимать собеседника, когда он пытается донести какую-то мысль. Если руководитель сам переспрашивает по десять раз и не понимает своего ученика, то общение превращается в допрос, и это вряд ли кому-то понравится.
Сергей Кочетков
Head of Group, Visual Recording and Screenshot Analysis Group, ABBYY
Чтобы приносить пользу ученикам, у ментора должен быть накоплен приличный профессиональный опыт. Грубая метрика — это годы работы. Пять лет опыта — это хороший ментор. Десять лет — крутой ментор. Если есть успешные проекты, результаты которых можно оценить и посмотреть, это тоже плюс. Сейчас еще появился Kaggle, платформа для соревнований по машинному обучению. Если ментор занимает хорошие места — это тоже хороший знак.
Важное профессиональное качество, которого мне пока не хватает, — это умение делегировать. Когда-то я думал, что делегировать – это поставить задачу, спросить, когда она будет готова, а потом прийти и обнаружить, что ничего не сделано. Сейчас я уже понимаю, что делегирование – это такой непрерывный процесс: поставил задачу, посмотрел первые результаты, указал на ошибки, уточнил задание, обнаружил проблему, помогаешь придумать, что с ней делать.
3К открытий3К показов