Какая связь между эмоциональным интеллектом и успехом в IT-сфере
Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать.
884 открытий3К показов
У людей непосвященных есть ощущение, что IT-сфера – это сказочная страна, где все счастливы, пьют «смузень», играют в пинг-понг между успешными запусками разработанных продуктов и получают баснословные деньги. С одной стороны – это прекрасно, красивая картинка. С другой – количество трудностей, сопровождающих работу в этой сфере, вряд ли уступает любой другой. А может, и переваливает. Как с ними эффективно справляться, сегодня расскажет Елизавета Радина, сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта, эксперт в области развития и управления персоналом.
Что такое эмоциональный интеллект
Для начала давайте разберемся, что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен. Если говорить простыми словами, то эмоциональный интеллект – это наша врожденная когнитивная способность что-то делать с эмоциями: замечать, понимать их значение и назначение (эмоции – это сигналы нам о чем-то), применять их в жизни и управлять ими.
И мы не можем эмоции выключить, перестать их чувствовать или не обращать на них внимание: ученые Канеман и Тверски получили Нобелевскую премию, доказав, что ни одно решение человек не принимает без участия эмоций. И важно, чтобы это участие не вредило и не мешало, а положительно сказывалось на нас, нашей жизни и наших решениях.
Именно поэтому сегодня все передовые компании вкладываются в развитие эмоционального интеллекта своих сотрудников и большинство программ повышения квалификации содержат в расписании такую дисциплину. И даже в школах и детских садах уже стали уделять внимание ЭИ.
С какими трудностями сталкиваются IT-специалисты
А теперь перейдем к тому, почему эмоциональный интеллект важен для IT-специалистов. Поэтому рассмотрим трудности, которые встречаются в работе. Думаю, вы узнаете себя во многих перечисленных пунктах.
- Необходимо все время учиться. Да, и речь здесь не про курсы повышения квалификации один раз в год. Высокая конкуренция и развитие технологий обязывают «идти в ногу» и кричат: или постоянно учись, или «останешься у разбитого корыта». Как там было у Льюиса Кэрролла? Чтобы стоять на месте, надо бежать. Чтобы куда-то прийти, надо бежать в 2 раза быстрее.
- Физически сложная работа. Сидячая работа, во время которой нужно долгое время быть сосредоточенным и внимательным. Кроме того, важно сохранять определенное эмоциональное состояние, если ваша работа, например, связана с написанием кодов и тестами.
- Сложности с отдыхом. Удаленная работа, гибкий/плавающий график часто (гласно или негласно) подразумевают необходимость быть постоянно на связи. А еще быть готовыми к тому, что «все упало», и это нужно быстро восстановить. Выходной? Новый год? Когда горят сроки, праздники и выходные отодвигаются. А это не может не влиять на общий эмоциональный фон и не сопровождаться повышенным стрессом.
- Стресс от сроков выполнения задач. Сложные задачи, сжатые сроки и горящие дедлайны, – все это верные спутники тех, кто работает в IT. Если вы не ответственны и не дисциплинированы, вам “не выжить”. И тем более, будет трудно говорить о карьерном росте.
- Много разных коммуникаций. Работа в IT-сфере – это не сидеть и смотреть в монитор. Сейчас одна из важных компетенций, которую на этапе собеседования проверяют и HR, и руководители – это коммуникативные навыки, умение переводить с «айтишного» языка на пользовательский и обратно, доносить свои мысли понятно, деликатно. Действовать таким образом, чтобы всем было хорошо: и клиенту, и внутреннему заказчику, и проверяющему выполнение KPI, и коллегам в проектной группе, и смежникам.
Как расти IT-специалистам
После того, как мы разобрали основные трудности, давайте поговорим о том, как их преодолеть и успешно продвигаться по карьерной лестнице. И здесь без развития эмоционального интеллекта не обойтись, потому что именно он влияет на успех всех задач, не относящихся к вашим “хардовым” компетенциям. По сути, эмоциональный интеллект закрывает 4 пункта из списка трудностей в работе, описанные мной выше (кроме первой). Как именно это работает?
- Грамотное распределение задач. Эмоциональный интеллект позволяет использовать эмоции во время выполнения рабочих задач так, чтобы бережно расходовать свои ресурсы: тратить меньше, успевать больше. Я думаю, что вы замечали за собой, как иногда бывает трудно сесть за ту или иную задачу. Или же другая ситуация: в некоторых эмоциональных состояниях вы очень долго выполняете задачу. Или после ее выполнения замечаете, что допустили много ошибок. И виной здесь не невнимательность или прокрастинация. Чаще всего, именно эмоции влияют на нашу работоспособность, снижая эффективность. При этом, когда мы знаем, как ими управлять, можно на 20 – 30% увеличить собственную эффективность на рабочем месте без дополнительных вложений.
- Профилактика выгорания. Давящие дедлайны и форс-мажоры, частые стрессовые ситуации, когда не совсем понятно, по какой причине все «упало» и где именно искать проблему, быстрее истощают эмоционально. Поэтому важно знать и применять инструменты профилактики эмоционального выгорания, уметь выявлять его на ранних стадиях и использовать техники самопомощи. А еще эмоциональный интеллект помогает наладить баланс “работа – жизнь” и очертить границы, которые размываются удаленкой и плавающим графиком.
- Эффективное управление коммуникацией. И самое главное, чем эмоциональный интеллект полезен в IT-сфере, – это управление коммуникацией и ее эффективностью. Есть такое убеждение, что чем выше IQ, тем сложнее выносить общение с людьми, труднее даются споры и обсуждения. И я с этим убеждением согласна. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, выступает фундаментом для развития soft-skills, которые позволяют решить вопросы с коммуникацией с другими людьми.
Как прокачать свой эмоциональный интеллект
Во-первых, уделить внимание профилактики эмоционального выгорания. Джеррольд Гринберг в своей книге «управление стрессом» выделяет 4 стадии выгорания. Так вот, к сожалению, выгорание начинается задолго до того, как у вас уже нет сил и желания ходить на работу, и даже после отпуска вы не чувствуете себя отдохнувшим. Первая стадия выгорания – это «медовый месяц», когда вас драйвит от работы, вы чувствуете небывалый подъем сил и отодвигаете все остальные сферы жизни на второй план.
Вот именно в этот момент и стоит начать заниматься профилактикой эмоционального выгорания. Что делать?
Самый первый совет – планируйте свою жизнь вне работы. Особенно, если вы работаете удаленно. Встать из-за компьютера, иметь какие-то дела и встречи вне дома, пойти куда-то, погулять, заняться спортом (не дома), сходить в кафе, на выставку, в кино. Если вам трудно дается соблюдение баланса “работа – жизнь”, планируйте свои нерабочие дела до того, как внесете в график все рабочие вопросы. Например, если у вас в среду в 19:00 стрижка в салоне, то вы точно закончите работу в 18:00 и выйдете из дома. Кстати, наличие запланированных дел вне рабочего времени – один из верных способов избавиться и от переработок.
Помните, что отдыхать и восстанавливать силы и энергию – ваша обязанность и залог успешной работы. Реалии бизнеса таковы, что всем нужны энергичные, идейные сотрудники, которые готовы работать эффективно и давать нужные результаты. Если вы перерабатываете, плохо отдыхаете, мало спите, не следите за своим здоровьем, ваши результаты точно будут снижаться. И в один момент работодатель придет и скажет, что вам пора расстаться.
Поэтому еще один совет – составьте себе список из 70 приятных дел, занятий, которые доставляют вам удовольствие, поднимают настроение, наполняют положительными эмоциями. И добавляйте 2 – 3 пункта из этого списка еженедельно в график дел вне работы. Это будет отличной профилактикой выгорания. И да, важно отметить, что семья, время с детьми, быт – это сферы жизни, которые в большинстве случаев тоже забирают наш ресурс, как и работа. Поэтому в списке должно быть что-то еще кроме этого.
Еще один важный момент в “прокачке” эмоционального интеллекта – это проработка навыка управления своими эмоциями. Здесь вам поможет «пульт управления». И каждый из вас может сделать его себе самостоятельно, потому что варианты управления эмоциями индивидуальны. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться, я приведу примеры универсальных переключателей.
- Вода. Попить, вымыть руки и пару минут посмотреть на льющуюся из крана воду – мозг переключается на другой объект и ваше состояние становится более управляемым. Или же умыть лицо, если уместно. Схема работы та же – мозг уходит обрабатывать ощущения, которые отправляет ему ваша кожа. И вам становится легче управлять эмоциональным состоянием.
- Еда. Быстрый перекус, чашка кофе, чай – быстрый и хороший переключатель. Главное, не заедать грустные ситуации, чтобы не доводить себя до расстройств пищевого поведения. Но на работе снизить уровень раздражения по какому-то поводу этот переключатель поможет.
- Дыхание. Если вы вышли в очень интенсивные негативные эмоции, а надо бы успокоиться, то задержка дыхания вас успокоит. И злость на 10 баллов спустя пару минут станет злостью на 5 – 6 баллов, а такими ощущениями уже намного проще управлять. Другой вариант поможет, когда надо выступать на встрече сейчас, а сил как будто нет,. В этом случае можно подышать какое-то время громко, со звуком. И вы точно почувствуете, как уровень энергии в организме повысится.
- Музыка. Один из самых быстрых и доступных переключателей эмоционального состояния. Если вы создадите себе плейлисты под разное эмоциональное состояние, то сможете в течение 1 – 2 минут управлять собой в любую сторону: прийти в спокойное состояние, сосредоточиться на работе, повысить уровень энергии.
Итак, давайте подведем итоги. Если у вас развитый эмоциональный интеллект, то проблемы, перечисленные в начале статьи, будут просто задачами, с которыми вы легко и рутинно сможете справиться. А значит, развитие карьеры у вас будет происходить будто само собой – вы просто работаете, а вас продвигают по карьерной лестнице, потому что вы все делаете правильно, в том числе в коммуникации с коллегами, клиентами и вышестоящим руководством. А еще умело презентуете ваши достижения, эффективно справляетесь с авралами и форс-мажорами, при этом сохраняя свой ресурс и энергию, потому что знаете, как делать профилактику выгорания.
884 открытий3К показов