Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Почему личностные качества ИТ-специалиста важны не меньше профессиональных

Екатерина Мелентьева рассказала, какие личностные качества в IT важны так же, как и профессиональные, и как их освоить.

494 открытий4К показов

В последние годы сфера ИТ — одна из наиболее динамичных и стремительно расширяющихся. Согласно недавнему исследованию Всемирного экономического форума, именно ИТ-профессии, в особенности те из них, что связаны с работой в области искусственного интеллекта и машинного обучения, возглавляют списки самых развивающихся специальностей и будут удерживать этот статус в ближайшие годы.

Растущая индустрия создаёт не только новые возможности, но и иные, более сложные запросы на рынке труда. Владение hard skills, жесткими навыками, без которых не обходится ни одна техническая профессия, по-прежнему является ключевым фактором найма в ИТ. Тем не менее всё больше компаний также берут в расчёт и более «гибкие» компетенции сотрудников, позволяющие последним двигаться по карьерной лестнице, легче адаптироваться к изменениям и дольше оставаться в профессии.

О требованиях современной ИТ-индустрии и «мягких» навыках, которые особенно в ней ценятся, рассказывает Екатерина Мелентьева, директор по персоналу Т1 Интеграция.

С какими трудностями сталкивается ИТ в России сегодня

Из-за большой востребованности сейчас в России наблюдается дефицит ИТ-специалистов. Это подтверждают недавние слова главы Минцифры Максута Шадаева: при 1,1 миллионе занятых «айтишников» стране не хватает ещё порядка 500-700 тысяч профессионалов.

В условиях дефицита кадров одной из наиболее трудных задач для ИТ-компаний становится поиск работников, в том числе уровня middle, у которых уже есть опыт работы. Это специалисты, обладающие не только хорошими техническими знаниями, но и адаптивными навыками: нестандартное мышление, ментальная устойчивость, работа в команде. Зачастую на поиск таких сотрудников уходит около месяца.

С наймом более молодых специалистов проблем куда меньше, но они, естественно, не могут брать на себя функционал старших позиций. Причём нередко начинающим работникам не хватает как hards skills (например, понимания используемых технологий, умения декомпозировать задачи), так и soft skills (работа в команде, способность видеть в технической задаче проблему бизнеса). Главным же отличием сотрудников разного уровня является степень самостоятельности: у middle-специалистов он значительно выше. Именно поэтому одна из ключевых точек роста младшего специалиста — расширение его зоны ответственности и насмотренности (общего понимания происходящего в индустрии).

Еще один вариант для ИТ-компаний при нехватке опытных сотрудников — постепенное развитие кадров внутри организации, так называемый Talent Enablement. Преимущество такого подхода состоит в том, что компания может выстроить траекторию роста junior-специалиста в соответствии с конкретными потребностями бизнеса. При правильном подходе со стороны компании и мотивации самого сотрудника его переход с начального уровня до среднего может произойти всего за год.

В процессе «взращивания» кадров важно развивать у них те самые «мягкие» компетенции. Мир технологий быстро меняется, и надпрофессиональные навыки становятся важным преимуществом в профиле ИТ-специалиста. Это, например, способность к открытой коммуникации, гибкость, творческое мышление и так далее. Часть этих компетенций и вовсе можно назвать неотъемлемой составляющей работы в ИТ.

Эффективные навыки коммуникации

Большинство процессов в современном бизнесе построены на работе в команде. Здесь хочется отметить, что эффективная коммуникация — это не только способность хорошо выражать мысли и генерировать идеи, но и умение «активно» слушать клиентов и коллег, создавать взаимовыгодное сотрудничество, а также в целом подстраиваться под общую динамику коммуникаций.

Адаптивность и гибкость

Сегодня избежать изменений невозможно. Отвергнуть их — значит остановиться в развитии и дать преимущество конкурентам. Поэтому особенно ценится способность специалистов подстраиваться под постоянно меняющуюся внешнюю среду. Этот навык важен даже на самых ранних этапах профессионального развития. Ментальная гибкость помогает сотрудникам творчески подходить к рабочему процессу и находить нетривиальные решения проблем, помогая удовлетворять запросы клиента или команды.

Целеустремлённость

Для хорошего ИТ-специалиста целеустремлённость — не просто желание достичь поставленных целей или решить сложные проблемы, а ключевой инструмент в профессиональном арсенале. Умение чётко определить задачи и шаг за шагом их выполнять позволяет специалисту доводить дело до конца, способствует формированию хорошо организованного рабочего процесса, укрепляет его мотивацию и уверенность в своих способностях. Целеустремлённость, помимо прочего, существенно влияет на способность справляться с трудностями и помогает не терять фокус в долгосрочных проектах. А без этого умения на руководящей должности не справиться.

Эффективные лидерские качества

Навыки лидерства в последнее время стали незаменимым атрибутом для продвинутого ИТ-специалиста. Тем, кто поднялся выше линейной позиции, важно знать, как правильно мотивировать коллектив, настроить его на успешное выполнение задач и поддержать боевой дух внутри. Роль лидера важна для координации нескольких отделов и команд в больших проектах. Сильный лидер — это специалист, который способен понятно интерпретировать сложную техническую информацию для нетехнических специалистов и в итоге добиться необходимого результата.

Способность к обучению и обновлению знаний

Быстрые изменения в технологиях требуют от сотрудников непрерывного обновления знаний. Хороший ИТ-специалист открыт к постоянному обучению и стремится регулярно расширять кругозор в соответствии с новыми требованиями отрасли. Речь идёт прежде всего о внутреннем желании человека учиться, узнавать больше и развиваться в профессии, без которого ни одно восхождение по карьерной лестнице не обернётся успехом.

Эмпатия и клиентоориентированность (бизнес-мышление)

Проходя путь от младшего специалиста к более высоким менеджерским позициям, каждый сотрудник должен научиться выстраивать грамотные взаимоотношения с клиентами: понимать их потребности, проявлять эмпатию, стремиться к решению их проблем. В данном случае можно также говорить об особом навыке бизнес-мышления: талантливый лидер и менеджер понимает, что и зачем делает его команда и как конкретные строчки кода решают проблему клиента.

Как развивать soft skills

Сразу важно оговорить: развитие soft skills представляет собой непрерывный процесс, успех которого прежде всего зависит от самого человека и его внутренней мотивации. Не стоит ставить слишком амбициозные цели: вряд ли получится развить сразу все «мягкие» навыки, но выделить приоритетные области и целенаправленно углубиться в них — задача вполне реальная.

Для того чтобы получить видимые результаты, soft skills необходимо применять как на работе, так и в повседневной жизни. Участие в командной работе и совместных активностях, например, поднимет уровень межличностного взаимодействия и поможет адаптироваться к более крупным проектам. Поездку в отпуск тоже можно рассматривать как своеобразный проект по улучшению «мягких» навыков и возможность уделить особое внимание самоорганизации, дисциплине и коммуникации в непривычных условиях.

Хорошим вариантом для тренировки soft skills может стать корпоративное обучение. В этом году в Т1 мы запустили «Марафон знаний и навыков» — проект, который позволяет сотрудникам прокачивать «мягкие» компетенции. В течение 5 недель HR-команда Холдинга совместно с внутренними экспертами и топ-менеджментом помогали участникам «пробуждать» 5 ключевых навыков: проактивность, фокус на качество, ответственность за результат, работа в команде и адаптивность.

Не менее полезны специальные образовательные платформы, онлайн-курсы и тренинги, которые помогут развивать soft-навыки у заинтересованных профессионалов.

Что в итоге

В сегодняшнем мире информационных технологий soft skills становятся неотъемлемой частью успеха для ИТ-специалистов. Можно с уверенностью утверждать, что это не просто дополнение к основным техническим знаниям, но и ключевой элемент, определяющий карьерный рост и долгосрочное развитие в профессии.

В текущих реалиях сложно переоценить умение эффективно общаться, руководить командой, адаптироваться к переменам и нетривиально решать проблемы. Развитие этих способностей выходит на передний план в непростом динамичном пространстве ИТ-индустрии. Те специалисты, которые смогут объединить технические навыки с эффективной межличностной коммуникацией, лидерством и способностью работать в команде, окажутся главными претендентами на ключевые позиции в ведущих ИТ-компаниях.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
494 открытий4К показов