Какие задачи стриминговых платформ решают IT-специалисты
Помимо разработки нового функционала, стриминговые платформы занимаются применением AR и Deep Fake, созданием умных алгоритмов рекомендаций. Рассказываем, какой пользовательский опыт сегодня создают ОТТ-платформы и какие задачи решают ИТ-специалисты в этом сегменте.
1К открытий1К показов
OTT-платформы — онлайн-кинотеатры, платформы цифровой дистрибуции, телеканалы и операторы интернет-вещания — постоянно нуждаются в IT-специалистах. Причем спектр задач, которые решают айтишники на рынке решений Over the Top, сравнивают с FinTech и DeepTech. Помимо разработки нового функционала, стриминговые платформы занимаются применением AR и Deep Fake, созданием умных алгоритмов рекомендаций. Рассказываем, какой пользовательский опыт сегодня создают ОТТ-платформы и какие задачи решают ИТ-специалисты в этом сегменте.
Михаил Бондар
директор по продукту видеосервиса START
Увлекательный контент — 80–90% успеха стримингового сервиса. Однако комфорт пользователя играет не меньшую роль: если человека цепляет определенный сериал, то команде разработки нужно сделать все, чтобы зритель посмотрел остальные — внедрить новый функционал, создать алгоритмы рекомендаций и запустить необычные фишки.
Разработали, запустили — авторизируемся!
Прежде чем разрабатывать сервис, продуктовая команда решает несколько задач:
- Изучает рынок и тренды
- Анализирует потребности пользователей: сопоставляет решение, которое обеспечивает технология, и проблему, с которой сталкиваются пользователи — насколько она закрывает “боль” аудитории
Потребности пользователей — основная причина создания и разработки сервиса. Например, человеку скучно — хочется развлечься или сменить обстановку, даже если она будет виртуальной.
Один из способов закрыть эту потребность — посмотреть фильм или сериал, а стриминговый сервис поможет в этом одновременно множеству людей. Так, анализируется рынок, тренды и проблемы зрителей, разрабатывается сервис, создаются определенные форматы в зависимости от жанра, сюжета и интереса потенциальных пользователей, а затем производится и сам контент.
Однако одним контентом невозможно привлечь всех пользователей: они посмотрят раскрученный сериал, а потом уйдут на другую платформу. С первой проблемой зритель может столкнуться на моменте авторизации — возможно, будет неудобно входить в аккаунт с нескольких устройств. В таком случае команда смотрит, как пользователь проходит сценарии авторизации, задает ему вопрос, просит прокомментировать, а затем анализирует ошибки. Например, пользователю неудобно вводить e-mail и пароль на телевизоре с помощью пульта. Чтобы упростить задачу, разработчики START сделали функционал входа по QR-коду: на телевизоре появляется QR, пользователь наводит на него камеру, а авторизация происходит на смартфоне. Но объяснить пользователю, что так авторизоваться проще, оказалось сложно: чаще всего он забывает, что есть крутая фишка, и продолжает вводить пароль с помощью пульта, а когда вспоминает — уже поздно. Поэтому, когда мы внедряем новый функционал, то придерживаемся общей философии: если приходится объяснять, как это работает, значит, это работает плохо.
Правильно расставили приоритеты
Тем не менее, разработчики учитывают и потребности компании. Так, исходя из аналитики, экспериментов и опросов формируется бэклог — общий пул задач, который оперативно обновляется по мере появления новых запросов. Обычно в бэклоге задач больше, чем разработке по силам сделать, поэтому из них выбирают наиболее подходящие: те, что принесут компании прибыль, а пользователям — счастье. Также учитываются временные затраты на разработку и внедрение. В итоге, приоритет получают те вещи, которые потенциально дадут больший эффект при меньших масштабах.
После выбора задач составляется дорожная карта — план того, что команда собирается сделать за следующие полгода-год. Затем выбранные задачи проверяются на соответствие изначально заявленным направлениям, а глобальные цели разбиваются на меньшие. Следующий этап: техническое задание для прототипа, релиз прототипа и его оценка — решает ли он на базовом уровне эту задачу. Если результат достигнут, то разработка продолжается.
После приоритизации пишется техническое задание по продукту: помимо функционала создается подробное описание интерфейса. Задачу ставят в timeline: рассчитывается, сколько времени она займет и когда команда разработки начнет ей заниматься. Потом продукт финально тестируется и, наконец, запускается для пользователей сначала в экспериментальном режиме, а если в нем есть польза, то и в полноценном. Процесс приводит к тому, что появляется потребность в ИТ-специалистах, которые готовы создавать инновации: от фронтенда и бэкенда до тестировщиков, специалистов по данным и computer science.
Инновации и адаптации популярных практик
Главная задача разработки — не мешать пользователю, то есть сделать все, чтобы клиент приложил минимальные усилия и получил максимальное удовольствие. Важно адаптировать популярные практики — оплату в одно касание, удобное мобильное приложение, комфортный просмотр сериала за рубежом и стабильный показ контента даже в 4к — чтобы пользователь видел, что платформа надежная и комфортная. Например, мы ввели такие, казалось бы, простые, но очень нужные процессы: оплату с помощью Apple Pay или Google Pay; даем возможность использовать сохраненные в браузере или на устройстве данные, не запрашиваем у пользователя выбор языка или локации — программа все делает сама.
Однако есть и такие случаи, которые требуют более глубокой разработки и аналитики: например, сети доставки контента. Интернет — весьма нелинейная вещь, поэтому нам нужно, чтобы маршрут между сервисом и домом пользователя был достаточно надежным, широким и коротким. Это позволит видео в 4К грузиться без перебоев. Кроме того, нужно маршрутизировать трафик таким образом, чтобы не было задержек. Это сложная работа, которая задействует не только разработчиков, но и сетевых специалистов.
Помимо этого, сейчас мы планируем запуск в Европе. Здесь мы столкнулись с проблемой локализации: европейский пользователь, условно в Сербии, хочет смотреть контент и видеть интерфейс на его родном языке. Так, у нас есть два варианта: спрашивать каждого зрителя, на каком языке демонстрировать контент платформы, или решить за него. В первом случае, наши русскоязычные пользователи столкнуться с неудобствами, потому что каждый раз приходится выбирать язык. Во втором случае, нужно понять, на какой язык переводить: поймет хорват похожий сербский или ему будет комфортно пользоваться сервисом и на английском. В таком случае мы проводим аналитику запросов пользователей и серьезное тестирование.
Какие технологии изменят стриминговые платформы
Приоритетная проблема, которая стоит перед отраслью сейчас — это переизбыток контента. У зрителя нет физической возможности посмотреть все сериалы. Изменилась и геоситуация: российские платформы производят интересные кинопродукты. Отечественные сериалы сейчас смотрят больше, в том числе и в других странах: после премьеры на START мы их продаем Netflix и Amazon. Люди даже привыкли к дубляжу и субтитрам.
Растет психологическая сложность выбора. На поиск сериала на вечер у пользователя уходит около получаса: например, у Netflix это 26 минут — то время, которое пользователь тратит на поиск фильма или сериала. Но поиск не всегда заканчивается просмотром: зритель иногда закрывает приложение и идет спать, потому что либо ничего не нашел, либо уже поздно и нужно идти спать.
Еще один вызов для стриминговых платформ — привлечь зрителей за 40, тех, что привыкли смотреть телевизор и у них другая модель потребления: зависимость от контента каналов, программной сетки и интенсивности рекламы. ТВ-пользователь смотрит не весь фильм, а, например, 30 минут — интервал между рекламами. К тому же, зрителям телевидения не нужно выбирать из тысяч фильмов — они включают практически первый попавшийся канал. Поэтому под таких людей развивают новый функционал стриминга, дублирующий опыт с телевизора. Так платформы предлагают новые функции по принципу «мне повезет» — пользователь нажимает на кнопку и включается рандомный фильм из списка, который, по мнению алгоритмов, должен понравиться зрителям.
Разработкой умных рекомендательных систем сегодня как правило занимаются целые команды, в задачи которых входит не просто написание кода или обучение нейросетей, но и сбор разрешенной информации, аналитика, работа с Big Data, компетенции в области производства контента, кино и стримингов.
Еще одна функция, призванная привлечь новую аудиторию, демонстрирует случайный эпизод из фильма, например, с романтической встречей главных героев или захватывающей сценой из боевика. Если пользователю нравится, он включает фильм с самого начала или продолжает его смотреть. Интересная история с трейлерами: создаются плейлисты с ними, чтобы зрителю было удобно выбирать кино. Можно делать 30-секундные ролики в формате TikTok: отдельные шутки или неудавшиеся сцены. Задача платформы понять, что из этого может увлечь пользователя, и показать самый зрелищный ролик, который заинтересует конкретного пользователя настолько, что он захочет посмотреть фильм целиком.
Разработка нового функционала, тестирование продукта, создание и обучение нейросетей, рекомендательных и прогностических алгоритмов — все это постоянные вызовы, которые встают перед ИТ-специалистами, работающими на стыке технологий в OTT. А увеличивающиеся интерес и запросы аудитории говорят о том, что потребность в новых функциях и большей персонализации контента будет расти. Разумеется, будет повышаться спрос и на айтишников, которые готовы не только работать с кодом, но и создавать развлекательный контент, нелинейные сериалы и даже персонализированные фильмы с лицами пользователей.
1К открытий1К показов