Обложка: Почему PropTech — это новый FinTech? Зачем недвижимости технологии

Почему PropTech — это новый FinTech? Зачем недвижимости технологии

FinTech сегодня — одна из самых инвестиционно-привлекательных IT-отраслей. Только за прошлый год финтех-компании по всему миру собрали инвестиций на сумму в $135.7 млрд.

Основатель и генеральный директор Домиленд Дарья Воронова считает, что у FinTech появился серьёзный конкурент — Property Tech. У сферы недвижимости есть все шансы стать лидером в развитии и применении новейших технологий.

Николай Самохин
Николай Самохин

Коммерческий директор Домиленд

Почему растёт PropTech

Не секрет, что недвижимость — консервативная сфера: строительные компании неохотно отказываются от привычных стратегий и алгоритмов работы. Этому есть причина: в отличие от того же FinTech, в строительстве не такая высокая зависимость от информационных технологий. Тем не менее, даже этот рынок в последние 5-7 лет начал меняться.

Согласно исследованию KPMG, в 2021 году 35% отечественных компаний в сфере недвижимости уже имеют собственную digital-стратегию. При этом 67% таких организаций успели развернуть продвинутую IT-инфраструктуру, открытую к быстрой интеграции новых технологий.

К цифровизации немало предпосылок: с одной стороны, развиваются города и растут ожидания потребителей, с другой — строительные компании стремятся повышать доходность и информативность бизнеса. К тому же инновации сегодня — одновременно и инструмент конкурентной борьбы, и фактор добавленной стоимости.

Получается, без цифровой трансформации не обойтись: если девелоперы и управляющие компании хотят оставаться привлекательными для клиентов и не отставать от конкурентов, необходимо приспосабливаться и осваивать PropTech.

При этом нельзя не выделить один из главных мотиваторов прогресса — аудиторию. Сегодня новые покупатели-миллениалы (а скоро к ним присоединятся и зумеры) требуют всё большего комфорта: если еду можно легко заказать в приложении, значит, так же должно быть и с квартирой, и с парковкой, и с ремонтом. Вполне логично, что компании, которые первыми станут внедрять удобные инструменты, получат больше клиентов и привлекут больший объём инвестиций.

Какие технологии нужны PropTech

Технологии в PropTech можно условно поделить на две части: в строительстве и в маркетинге. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Технологии в строительстве

IoT (Internet of Things)

Интернет вещей даёт возможность сделать умными как дома, так и коммунальные службы. IoT неразрывно связан с использованием датчиков, которые собирают огромное количество данных и отправляют их в единый центр управления. К примеру, это может быть информация о потреблении воды или уровне задымления в помещении. Такие данные помогают коммунальным службам своевременно реагировать на нештатные ситуации и мониторить состояние инфраструктуры.

Смарт-технологии применимы и в обычных квартирах — для управления техникой и контроля безопасности. На отечественном рынке уже достаточно решений, позволяющих пользователям удалённо управлять, например, домофоном, стиральной машиной или следить за уровнем потребления энергии. Больше всего таких решений внедряют в Москве и Подмосковье — на этот регион, по данным Discovery Research Group, приходится более половины рынка умных домов России.

Big Data и предиктивная аналитика

При помощи больших данных девелоперы получают объективную информацию о спросе на различные объекты, на основе которых можно строить прогнозы и принимать стратегические решения. Источником данных могут быть те же смарт-устройства или информация о продажах.

Например, интеллектуальные продукты стартапа Skyline AI дают возможность определить наиболее выгодные для вложения активы, а также подсказывают, когда лучше проводить капитальный ремонт или повышать стоимость аренды.

Такие выводы — пример использования предиктивной аналитики, когда на основе данных система строит прогнозы о будущих событиях. Например, на основе информации со смарт-датчиков система сможет подсказать сотруднику коммунальной службы, когда на магистрали произойдет авария. Благодаря предиктивной аналитике снижается время простоя оборудования и уменьшается опасность выхода из строя критически важных систем.

BIM-технологии (Building Information Modeling)

Сегодня использование информационного моделирования зданий — один из самых распространенных IT-инструментов в сфере недвижимости. Такие решения позволяют проектировать здания, объекты инфраструктуры, инженерные системы, строительные конструкции и элементы интерьера.

Цифровое моделирование позволяет повысить точность и детальность проектной документации, сократить время проектирования и согласования строительных решений. BIM-технологии минимизируют число дополнительных работ, оптимизируют расходы и сроки строительства.

При этом эффективность использования BIM-моделей усиливает синергия с другими цифровыми решениями, используемыми при строительстве — искусственным интеллектом, умными датчиками и VR/AR-технологиями.

Например, VR/AR помогает упростить согласование проекта, а искусственный интеллект — собрать и интерпретировать большие объёмы данных, полученных от геодезических дронов или умных устройств.

Технологии в маркетинге и продажах

Мобильные приложения

Многие крупные застройщики внедрили собственные приложения — MR Group, GloraX, Брусника, A101, Донстрой и другие уже взаимодействуют со своими клиентами с помощью смартфона. Мобильные сервисы помогают выбрать квартиру, просмотреть 3D-тур, планировки и цены, оформить сделку, а также наблюдать за ходом строительства.

Когда пользователь переходит в статус жителя, ему могут открываться новые опции: оплата коммуналки, передача показаний счетчиков, подача заявок в УК, управление смарт-устройствами, заказ товаров и услуг, участие в соседском комьюнити и многое другое.

Важность приложения оправдана — мы регулярно используем смартфон в повседневной жизни. Так, по данным Apple, пользователи открывают смартфон в среднем 80 раз за день. Получается, девелоперам выгодно находиться рядом с клиентом в главной точке контакта. Это тоже подтверждается данными: согласно свежему исследованию Яндекс, 30% потребителей готовы покупать жильё онлайн.

К тому же в 2021 году набирает обороты спрос на супераппы. Вслед за Яндекс GO, VK и Тинькофф в сфере жилой недвижимости появился свой суперапп. Решение разработала команда Домиленд. Суперапп закрывает потребности клиента на всём пути — от выбора и покупки недвижимости до проживания. Такое решение помогает застройщику заботиться о лояльности клиентов, удерживать потенциальных покупателей и стимулировать повторные продажи.

AR/VR

Технологии виртуальной и дополненной реальности не менее активно используются на рынке недвижимости. Они дают возможность потенциальному покупателю оценить объект изнутри и снаружи. В некоторых случаях застройщики предлагают подобрать цвет пола и стен.

С дизайном и мебелью покупатель может определиться при помощи мобильного приложения, например, от IKEA или других мебельных компаний. Дополненная реальность позволяет выбрать из каталога реальный объект — диван, шкаф или кровать, поставить его в определённое место и оценить оптимальность выбора.

***

Потенциалы для цифровизации сферы недвижимости по-прежнему огромные — и для развития собственного IT-проекта, и для внедрения уже готовых решений игроками рынка.

Безусловно, предстоит пройти долгий путь, чтобы строительная отрасль стала более «диджитализированной»: необходимо рассказывать о выгодах цифровой трансформации, помогать развивать персонал, модернизировать инфраструктуру и модифицировать организацию труда.

И поскольку цифровые решения наиболее ликвидны для жилой недвижимости, главной задачей PropTech видится создание удобной и благоприятной среды вокруг зданий, домов и квартир.