Обложка: Стоит поиграть: обзор игры Overwatch

Стоит поиграть: обзор игры Overwatch

Никита Лопатин
Никита Лопатин

системный инженер компании «Рексофт»

История знакомства

Overwatch – это игра от многим известного разработчика Blizzard Entertainment (World of Warcraft, Starcraft, Hearthstone)  была представлена на ежегодном мероприятии Blizzcon в 2014 году, прошла закрытую бету в начале 2016 года, и, наконец, была выпущена в мае 2016. Спустя пару месяцев в качестве рекламной кампании любому желающему на протяжении нескольких дней можно было опробовать игру бесплатно. В то время я с лучшим другом опробовали игру, ему она понравилась, а меня на тот момент не особенно впечатлила. Я решил купить её в подарок другу на день рождения, но что-то пошло не так, и в результате случайно я купил её себе. Ну, и другу в итоге, конечно, тоже, правда, пришлось временно узнать у него доступ в аккаунт, т.к. на тот момент, оказалось, что Blizzard не поддерживали функцию покупки игры в подарок. С тех пор Overwatch — это единственная игра, в которую мы вдвоем играем регулярно, и вот почему:

Lore (история вселенной игры)

Место действия игры — в вымышленном будущем Земли, эдак лет через 60. Человечество продвинулось в изучении искусственного интеллекта, благодаря чему в обществе появились разумные роботы — омники. В какой-то момент часть омников оказались враждебными к людям, и ООН создало спец.организацию — Overwatch, собранную из солдат и учёных, цель которой устранить «Кризис Омников», выполняя разные задания по всему миру, защищая людей и мирных омников. После преодоления кризиса организация продолжила мирное существование, однако спустя какое-то время была обвинена в коррупции, плохом управлении, угнетении человеческих прав и т.д., Это привело к массовым протестов во всем мире. Во время расследования ООН, в результате стычки между руководителями Overwatch, в главном штабе произошёл взрыв, который разрушил здание, и, считается, что погибли  руководители с обеих сторон. Вскоре ООН объявила, что любые действия под именем Overwatch являются незаконными, и необходимо расформировать эту организацию. Эта резолюция произошла за 6 лет до времени действия самой игры, в которой часть героев объединяется из-за появления новых угроз. Также, в одном из рассказов мы узнаем, что обвинения в адрес организации были заговором против неё, и не соответствовали реальности.

История раскрывается игрокам разными способами на протяжении уже почти пяти лет. Самые красочные, конечно же — графические ролики, которые у Blizzard получается делать отменно. Все эти ролики также можно найти на русском, с профессиональным переводом.

В дополнение к этим роликам выпускаются цифровые комиксы, рассказы, и другие мультипликационные сюжеты, часто предшествующие выходу новых карт / героев.

Суть игры

Overwatch — многопользовательская сетевая игра. Она принадлежит жанру fps (first person shooter), однако отличается от большинства игр этого жанра, т.к. каждый из героев (на данный момент их 32) имеет свой уникальный набор способностей и оружия. У каждого героя, в дополнение к обычным способностям, использование которых ограничено по таймеру, имеется ультимативная способность, которую нужно накопить. Скорость накопления зависит от того, сколько герой нанес урона / лечения / выполнил задания карты и т.д.

Герои делятся на 3 типа

Tank — имеют большое количество HP (health points), обладают защитными способностями (как себя, так и других героев), в основном специализируются на ближнем бое.

Support — герои поддержки, каждый из которых обладает способностями исцеления союзников (у каждого из героев при этом способность по-разному работает), а также другими навыками, прямо или косвенно помогающими в сражении.

DD (damage dealer) — основная масса героев, задача которых наносить урон (конечно, с разными оговорками, в зависимости от ситуации).

Матчи

Каждый классический матч (есть огромное количество разных пользовательских режимов, но о них я рассказывать не буду) представляет собой борьбу двух команд, в каждой из которых по 6 игроков (2 Tank, 2 Support, 2 DD).

Когда игрок готов играть, один или с друзьями, он запускает поиск игры, указывая предпочтительные роли, и игра находит соперников и союзников, исходя из текущего среднего рейтинга игроков в группе. Матчи бывают разных типов в зависимости от локации, на которой назначен матч. В рейтинговых играх обычно 2 раунда, в которых команды меняются ролями «атакующий»/«защищающий».

Локации игры

Захват точки

На карте данного типа атакующая команда должна захватить две контрольные точки, а обороняющаяся — должна не допустить этого.

KB Volskaya — огромный завод в России, производящий гигантских роботов, пилотируемых людьми. Атакующая команда должна захватить две точки-площадки в конструкторском бюро, а защищающаяся — помешать ей.

Hanamura — японский город, сочетающий в себе современность и традиции древнего Востока. Команды сражаются за господство на двух точках — в беседке с колоколом и в старинном храме.

Temple of Anubis— команды сражаются за контроль над точкой у египетского базара и у древней пирамиды, хранящей опасные технологии.

Horizon Lunar Colony — команды должны захватить две точки — сначала в тренировочной комнате для подопытных обезьян, а затем в секторе для выращивания растений. За пределами лунной базы есть области с пониженной гравитацией, где тоже могут сражаться игроки.

Paris — команды сражаются на улочках французского города. Атакующие должны захватить точку у берегов Сены, а затем в старинном поместье.

Сопровождение

Основная цель на картах этого типа — доставить какой-то объект в нужную точку.

Dorado — сражения происходят в тихом вечернем мексиканском городке. Атакующая команда должна сопроводить грузовик с неким устройством к гигантской световой пирамиде в конце карты.

Watchpoint: Gibraltar — действие разворачивается на заброшенной базе Overwatch. Игроки атакующей команды должны сопроводить к взлетной площадки коммуникационный дрон.

Route 66— игроки сражаются в каньоне, где потерпел крушение поезд. Атакующая команда должна доставить груз из поезда в логово бандитской группировки.

Junkertown — действие разворачивается в поселении, которое находится в австралийском Аутбэке и образовалось после взрыва Австралийской омнии. Атакующие должны доставить груз с награбленным добром и бомбой от Крысавчика и Турбосвина к трону королевы Джанкертауна.

Rialto — команды сражаются в финансовом квартале Венеции, где расположена база «Когтя» Атакующая команда должна доставить на базу почту, а обороняющиеся ей помешать.

Havana — игроки атакующей команды должны доставить груз через винодельню Дон Ромботико к крепости, где обосновался «Коготь».

Контроль объекта

На картах этого типа матч длится три раунда. В каждом раунде команды должны удерживать контроль над одной определенной точкой. Прогресс захвата точки отображается в процентах. Команда, быстрее набравшая 100% выигрывает. Игра идет до двух побед.

Lijiang tower — сражения за точки происходят в китайском мегаполисе, в центре которого находится башня Лицзян — офис компании, занимающейся космическими разработками будущего.

Ilios — команды сражаются на узких улочках морского городка Илиос и возле древнегреческих руин.

Nepal — команды должны сражаться за зоны возле легендарного монастыря роботов Шамбалы, расположенном высоко в Гималайских горах.

Oasis — игроки сражаются в высокотехнологичном городе ученых, расположенном в самом центре арабской пустыни.

Busan — команды сражаются на улицах города Пусан и на базе отряда МЕКА.

Любимый Герой

Так выходит, что вне зависимости от игры (многопользовательский или командный жанр), чаще всего я беру на себя роли «помощника»  или «целителя», обычно это называется support. И Overwatch не исключение. Герой, которого я выбираю чаще всего – Ana.

Аnа — одна из основателей Overwatch. Ее мастерство служит защите родного города и близких.

Египет очень пострадал в результате восстания машин. Истощенным боями службам безопасности часто приходилось полагаться на элитных снайперов — в частности, на Ану Амари, которая считалась одним из лучших стрелков в мире. Благодаря своему непревзойденному мастерству, решительности и развитой интуиции она была зачислена в ударную группу Overwatch, которой удалось положить войне конец.

После успешного выполнения задания Ана получила звание капитана и много лет занимала должность заместителя командира гарнизона. Хотя обязанности ее возросли, даже разменяв шестой десяток (!!!), она настаивала на своем непосредственном участии в боевых операциях. Выполняя задание по освобождению заложников, Ана пала жертвой агента «Когтя», известного как «Роковая вдова». Ее сочли убитой.

На самом деле Ана выжила, но получила серьезные раны и лишилась правого глаза. По мере выздоровления она все отчетливее ощущала, как устала от многолетних боев и решила никому не говорить, что осталась жива. Но со временем, видя, как в городе все больше свирепствуют банды преступников, она поняла, что желание защищать своих ближних по-прежнему живо в ее сердце.

«Позаимствовав» немного экипировки из запасов Overwatch, Ана вернулась в строй и теперь борется за то, чтобы сохранить мир на своей родине и устранить всех, кто угрожает стабильности в регионе.

Это первый герой, который был выпущен после официального запуска игры, спустя 3 месяца. Ана является героем поддержки и лекарем, но при этом снайпером. У нее очень полезный набор умений, который может пригодиться команде в самых разных случаях. Ана считается одним из наиболее сложных героев, поэтому оттачивать умение игры на ней приходилось достаточно долго, ниже объясняю почему.

  • Атака из биотической винтовки: большинство героев дальнего боя имеют один из двух режимов атаки: «хитскан» — выстрел, мгновенно попадающий в противника, и «проджектиль» — снаряд имеет некоторую скорость и попадает в противника через время (противник за это время может сместиться в пространстве). Ана имеет возможность стрелять в каждом из этих режимов. Обычная её атака – «проджектиль», ее преимущество в том, что видимость у таких выстрелов наименьшая, и ты не так очевидно выдаешь свое местоположение противникам (обычно саппорты – легкая мишень для нападения). Второй режим атаки – хитскан — через прицел, его преимущество в мгновенности попадания и в приближении. Попадание в противника в любом из режимов наносит урон противнику, попадание в союзника — лечит его.
  • Транквилизатор: «проджектиль» способность, при попадании в противника наносить ему минимальный урон и отправляет его в сон – герой падает и не может двигаться 5 секунд, либо пока его кто-нибудь не «разбудит», нанеся ему урон.
  • Биотическая граната: так же, как и попадание из винтовки, лечит союзников и наносит урон противникам — эффект действует по области. Союзники, попавшие под воздействие эффекта, при исцелении восполняют больше здоровья; если граната попала в противников, то в течение нескольких секунд они будут невосприимчивы к лечению. Граната тоже является «проджектилем», однако в отличие от винтовки или транквилизатора, летит не по прямой, а по дуге.
  • Ультимативная способность, Стимулятор: мгновенно существенно лечит союзника и усиливает — тот в течение некоторого времени наносит больше урона противникам и сам получает меньше урона.

Такой разнообразный набор умений сам по себе не делает её крайне сильным героем, т.к. использование каждого из инструментов требует определенной сноровки, привычки и понимания, когда и что использовать. Отсутствие среди способностей таких, которые помогают ей быстро перемещаться, ускользать от противников, часто делает её уязвимой для противников, особенно, если такие способности как транквилизатор или биотическая граната находятся на перезарядке. Однако в правильных руках Ана является очень сильным героем 1 на 1. Игра за нее очень сильно зависит от способности играющего «прицеливаться», что не является обязательным для любого героя в Overwatch.

Онлайн-трансляции

Twitch – Самая известная платформа для стриминга игр, относительно недавно стала принадлежать Amazon. На ней можно смотреть турниры, изучать стиль игры наиболее способных геймеров, общаться с ними, и еще много всего. В последние годы появились даже такие разделы как Cooking, coding.

С момента выхода Overwatch, конечно, потерял в количестве постоянных зрителей, но все равно более-менее постоянно держится в топ-25. За последний год Overwatch обошел по количеству просмотров такие игры как FIFA 20, PUBG, PoE, Destiny 2, CoD Black Ops Cold War и даже шахматы. ☺

Конечно же, на количество просмотров очень сильно влияет наличие в данный момент проводящихся турниров. Тут немного не на руку рейтингам, что Overwatch League  в 2020 году заключила эксклюзивный контракт на показ матчей с YouTube.

OWWC (Overwatch World Cup) – ежегодно проводящийся турнир стран по Overwatch. В 3х из 4х проведенных турнирах первенство получила Южная Корея, в последний год США заняли первое место.

Стоит заметить, что в турнирах, где команды не привязаны к определенной стране, чуть больше половины игроков составляют корейцы. Поэтому последние годы периодически у меня появляется желание начать учить корейский. Может и играть наконец хорошо научусь?

OWL (Overwatch League) Самый «хайповый» чемпионат. Изначально в нем участвовало 12 команд, затем их количество увеличилось до 20. Каждая команда представляет город. В основном — это города США, однако присутствуют также и Европейские/Азиатские города:

Чемпионат проводится на протяжении ~8 месяцев, во время которого команды играют друг с другом поочередно в двух дивизионах, а в конце команды, набравшее наибольшее количество очков по ходу сезона, устраивают play-off. Первые два сезона проводились на Blizzard Arena, в Лос-Анджелесе, с финалами в Нью-Йорке и Филадельфии.

На третий сезон (2020 год) у OWL были грандиозные планы – проводить «домашние матчи» у тех команд, у которых это возможно, в том числе с перелетами в Европу и Корею/Китай. И на протяжении первых полутора месяцев так и было, мероприятия имели колоссальный успех, практически на каждом был sold-out, а фанаты получали возможность наблюдать за своей командой на сцене, поддерживать её без необходимости уезжать в другой город, страну или даже на другой континент. Однако в марте 2020 по понятным причинам чемпионат было решено перевести в 100% онлайн формат. Этот же формат остается и на следующий сезон.

Быть болельщиком OWL в России не так-то просто из-за разницы во времени. В зависимости от того, в каком регионе проходит матч, время его трансляции варьируется между 8 вечера (Нью-Йорк, восточный берег США), глубокой ночью (Лос Анжелес, западный берег США и 8 утра (Сеул, Южная Корея), а за один игровой день друг с другом могут бороться 2-4 пары команд. Приходится зачастую смотреть в повторах и избегать спойлеров.

Лично для себя перед началом первого сезона OWL я выбрал команду, за которую болею до сих пор это — Philadelphia Fusion.

На тот момент в команде был один игрок из России, наверное, это сыграло свою роль в выборе команды. Однако с тех пор состав неоднократно менялся, но болельщиком я так и остался. На текущий момент команда остается достаточно разнообразной в национальном плане, присутствуют игроки как из Кореи, так и из Франции, Великобритании, Дании и Израиля.

К сожалению, первое место в лиге Philadelphia Fusion ни в одном из трех сезонов пока что занять не получилось, но то, что команда ежегодно находится в «топе» безусловно не может не радовать. Пока что на полке трофеев есть 2, 3-4 и 4 места.

Комментаторы в действии:

Тут еще хочу заметить, что количество просмотров киберспортивных мероприятий растет из года в год:

Компании, не связанные с геймингом, это тоже понимают, и активно используют возможности маркетинга. Среди спонсоров такие компании, как Coca-Cola, IBM, Hyper-X:

Игровые платформы

Игра выпускалась сразу на трех платформах – PC, PS, Xbox, в 2019 году также вышла для Nintendo Switch. На приставках для игры по сети (а иначе и не имеет смысла) требуются специальные подписки (как и для любой онлайн игры). Обусловлено политиками консольных платформ. На PC достаточно только покупки самой игры. Кросс-платформенной поддержки между консолями, к сожалению, нет. Разработчики не раз упоминали, что думают о реализации такого функционала, однако, к сожалению, сталкиваются с ограничениями самих платформ.

Overwatch 2

В 2019 году на Blizzcon была анонсирована вторая часть игры. В ней разработчики обещают существенно улучшить визуальную составляющую, добавить множество PvE контента. При этом PvP часть планируется сделать обратно-совместимой, т.е. новые герои/карты, добавляемые в overwatch 2 будут транслироваться в первую часть, и играть по сети можно будет из клиента любой части игры.

К сожалению, с тех пор было мало новостей по поводу второй части, и вполне вероятно, что игра выйдет даже не в 2021 году. Скорее всего, больше информации мы получим на Blizzconline 19-20 февраля.

Хинт для программистов: если зарегистрируетесь на соревнования Huawei Cup, то бесплатно получите доступ к онлайн-школе для участников. Можно прокачаться по разным навыкам и выиграть призы в самом соревновании.

Перейти к регистрации

Что думаете?