Написать пост

Почему в Формуле 1 информационные технологии играют решающее значение: студент МФТИ рассказал о своей стажировке в команде Scuderia Toro Rosso

Аватар Антон

Владимир Черных — студент факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института (МФТИ). В 2014 году он познакомился с руководителем команды Формулы 1 Scuderia Toro Rosso Францем Тостом, который приезжал в Долгопрудный специально по приглашению одного из выпускников МФТИ, Сергея Белоусова, основателя и генерального директора компании Acronis.

На этом мероприятии Франц Тост пригласил Владимира на стажировку в Италию.

17 ноября Франц Тост и Даниил Квят, пилот команды Scuderia Toro Rosso, приезжают в МФТИ, и вы можете задать им интересные вопросы. Авторы лучших вопросов получат фирменные призы и приглашение на втречу с Франце Тостом и Даниилом Квятом. Подробности о конкурсе — в конце статьи.

Почему в Формуле 1 информационные технологии играют решающее значение: студент МФТИ рассказал о своей стажировке в команде Scuderia Toro Rosso 1

С Владимиром встретилась журналистка Физтех.Радио Валерия Муравья и узнала, как студенту из России удалось попасть в известную гоночную команду,чем живут в итальянской Фаэнце и почему Формула 1 — это самый высокотехнологичный вид спорта.

Почему в Формуле 1 информационные технологии играют решающее значение: студент МФТИ рассказал о своей стажировке в команде Scuderia Toro Rosso 2

Добрый вечер, Владимир. Расскажи, пожалуйста, немного о себе, откуда ты родом, как попал в МФТИ?

Добрый вечер. Я родом из Санкт-Петербурга. Еще когда я учился в Физико-технической школе Санкт-Петербургского Академического университета я увлекался математикой, физикой и другими техническими науками. После окончания школы я сразу решил поступать в МФТИ, так как именно здесь я бы смог продолжить активно заниматься тем, что мне интересно.

С выбором факультета дела обстояли немного сложнее, выбирать пришлось между Факультетом инноваций и высоких технологий (ФИВТ) и Факультетом управления и прикладной математики (ФУПМ), но так как мне были интересны такие направления, как искусственный интеллект и машинное обучение, меня заинтересовала группа доктора физико-математических наук, профессора РАН, заведующего отделом Интеллектуальных систем ФИЦ ИУ РАН Константина Вячеславовича Воронцова которая была на ФУПМ-е.

Почему в Формуле 1 информационные технологии играют решающее значение: студент МФТИ рассказал о своей стажировке в команде Scuderia Toro Rosso 3

Можешь рассказать о том, как ты узнал о приезде руководителя команды Scuderia Toro Rosso Франца Тоста в Долгопрудный и познакомился с ним?

Это очень интересная история. Как и все современные студенты, я сидел в ВК и вдруг увидел объявление исполнительного директора «Физтех-Союза по поддержке и развитию МФТИ» Алексея Золотарева, в котором говорилось, что “к нам в Долгопрудный на пару часов приедет руководитель гоночной команды Scuderia Toro Rosso, и если вы хорошо знаете английский язык и любите Формулу 1, то у вас будет уникальная возможность лично пообщаться с Францем Тостом”. С детства вместе с отцом я смотрю Формулу 1, и английский у меня был на приличном уровне. Поэтому я, не долго думая, написал Алексею и в итоге оказался в ресторане «Теория Кухня&Bar», где проходило интервью Франца.

Почему в Формуле 1 информационные технологии играют решающее значение: студент МФТИ рассказал о своей стажировке в команде Scuderia Toro Rosso 4

Еще до самой встречи я знал, кто такой Франц Тост, знал, что он очень уважаемая и известная личность в мире Формулы 1, и я был невероятно рад возможности познакомиться с ним лично, узнать, как устроены команды Формулы 1 и сами гонки «из первых уст».

После интервью Франца мы провели для него небольшую экскурсию по кампусу МФТИ, рассказали про наш вуз, его историю, направления исследований, которые тут ведутся, и действующие лаборатории. В общении с Францем я отметил для себя его невероятную заинтересованность гонками. Я уверен, что про «внутреннюю кухню» Формулы 1 его расспрашивали огромное количество раз и, несмотря на это, он сохранил очень живой интерес к своему делу. На мой вопрос про программу стажировок в STR Тост отреагировал очень доброжелательно и рассказал, что такая программы в Scuderia Toro Rosso есть и они с радостью рассмотрят мою кандидатуру.

После экскурсии по кампусу МФТИ как ты построил свое взаимодействие со Scuderia Toro Rosso?

После экскурсии и после окончания Гран-При России, которое прошло в октября 2014 года, в Acronis мне помогли с контактами HR-службы Scuderia Toro Rosso, и я написал им. Мне ответили, что отбор на программу стажировок стартует только в 2015 году, и мне стоит связаться с ними в марте.

В марте я связался с HR-службой Scuderia Toro Rosso, и мне назначили дату первого Skype-интервью. Первое интервью-собеседование со мной проводил сотрудник HR-службы. Вопросы в основном были о моем образовании, о том, как я узнал про стажировку, моих увлечениях, в общем всем том, о чем расспрашивают всех соискателях на подобных интервью. У меня получилось хорошо себя показать, и я прошел на второй этап, где мне был предложен выбор из нескольких отделов, нуждающихся в стажерах.

Второе интервью со мной проводил уже руководитель группы анализа конкурентоспособности, на стажировку куда я подавал запрос. Он спрашивал уже более технические вопросы, например, о том, что я знаю про GPS и геолокацию, потому что с подобного рода данными я должен буду много работать во время своей стажировки. Я понимал, что в течение гонки каждая команда анализирует огромное количество информации, и всю ее можно разделить на два больших блока. Первый блок — это информация с сотен датчиков, установленных на болидах команды. Второй блок — это показания с GPS датчиков на болидах команд-противников. Данных из второго блока, как очевидно, намного меньше, но анализируя их, можно разгадывать тактику соперника, определять его манеру вождения и на основе этого представить рекомендации своим пилотам.

После второго интервью меня попросили подождать ответа, спустя пару недель мне сообщили, что берут на стажировку. Я был невероятно рад. Только представьте, я смотрел гонки Формулы 1 с 1994 года, когда их впервые стали показывать по ТВ, и вот мне сообщают, что я поеду в Италию и все лето буду работать в команде Формулы 1. Можно сказать, что сбылась моя мечта детства.

Почему в Формуле 1 информационные технологии играют решающее значение: студент МФТИ рассказал о своей стажировке в команде Scuderia Toro Rosso 5

Пригодились ли тебе какие-то из знаний, полученных на Физтехе?

Что мне нравилось в программе стажировок Scuderia Toro Rosso, так это то, что здесь от тебя не требуется заниматься только программированием. В моей работе присутствовало огромное количество различных задач, в которых требуются знания из области фундаментальных наук. По своей сути, геолокация и переложение обработанных сигналов с GPS строится на базе аналитической геометрии и линейной алгебры, а эти предметы на ФУПМ-е преподают на очень высоком уровне, так что мне это очень сильно помогало.

Расскажи пожалуйста непосредственно о своей стажировке, какие задачи ставили?

В июле я сдал государственные экзамены в МФТИ и за пару дней до даты начала стажировки отправился в Италию, чтобы немного обжиться, осмотреться в городе. В первую неделю стажировки я входил в курс дела, знакомился с командой, разбирался, как все устроено и какими будут мои задачи. Формула 1 – это самый высокотехнологичный вид спорта, с очень большим количеством специфических вещей, поэтому войти в курс дела сходу было не так уж просто. На первых порах мне очень помог стажер из предыдущего набора, на чье место я пришел. Он мне подробно рассказал о тех задачах, которыми он занимался и сейчас передает мне.

Как я уже говорил, согласно правилам, в гонке с болидов всех команд мы можем получать только GPS координаты и время, а с наших болидов мы получаем терабайты данных с сотен датчиков, вроде давления в шинах и температуры двигателя. Для того, чтобы анализировать, где находятся и как себя ведут наши болиды в сравнении с конкурентами, необходимо расшифровать доступные нам данные с машин конкурентов, строить их траектории движения по трассе и на основе этого давать рекомендации нашим пилотам, Максу Ферстаппену и Карлосу Сайнсу-младшему. Это очень важно, и, например, в команде Scuderia Ferrari таким анализом занимается целый отдел, который состоит примерно из 20 человек.

Гоночный уик-энд в Формуле 1 начинается со свободных заездов, которые проходят в основном в пятницу. В этот день в паддоке уже вовсю кипит работа. Часть команды, которая выезжает на все этапы, приезжает еще в начале недели и разворачивает инфраструктуру команды. Наша группа анализа конкурентоспособности в этот момент находится в Фаэнце и работает с данными удаленно, используя инфраструктуру фабрики. Пятница — это единственное время, когда команды имеют возможность по-настоящему настроить свои болиды. Поэтому, анализируя данные болидов других команд, мы можем увидеть, как они ведут себя на трассе, на каких участках они быстрее, на каких медленнее, и самое главное мы можем примерно оценить их настройки на гонку.

В субботу, когда проходят квалификационные заезды, сравнивая данные наших пилотов с конкурентами, мы можем подсказывать, как следует проходить те или иные повороты, чтобы улучшить свое время круга.

Наконец, в воскресенье проходит сама гонка и мы постоянно анализируем показания конкурентов, которые идут перед нашими болидами. Например, когда болид Scuderia Toro Rosso идет за Ferrari мы анализируем, как пилот Ferrari проходит повороты, когда тормозит, когда разгоняется, какие повороты срезает, в какие наоборот проходит шире, и сравниваем эти данные с данными на нашем болиде. Поняв, как и какие повороты нужно проходить, чтобы быстрее выйти и обогнать его, мы скидываем эту информацию в общий чат. Гоночный инженер по радиосвязи передает эти данные пилоту.

Кроме анализа показаний GPS конкурентов, со временем у меня появилась еще одна интересная задача. Я занимался построением моделей деградации шин. Сегодня шины в Формуле 1 – это очень важная составляющая победы, так как, выбрав правильный комплект резины, ты можешь выигрывать по 2-3 секунды с круга, а это невероятно много. По сути, шины это практически единственный параметр, который можно менять по ходу гонки. Нельзя сменить мотор, нельзя провести дозаправку, нельзя заменить пилота, можно лишь минимально изменить аэродинамику и сменить комплект резины. Так как по ходу гонки шины изнашиваются, а каждый заезд на пит-лейн обходится пилоту в 20-25 секунд, выбор удачного момента для их смены может дать огромный выигрыш. К моменту моей стажировки у Scuderia Toro Rosso уже была построена простая модель, и одной из моих задач стала ее доработка и усложнение на основе тех данных, которые были собраны.

Были ли какие-то сложности в работе?

Был небольшой языковой барьер. Я чувствовал, что мне не хватает знания итальянского языка. В Scuderia Toro Rosso сформировалась интернациональная команда, мой непосредственный шеф — Гиём и мой коллега Чарли были из Франции, а другой мой коллега Роберто — из Италии. Между собой они как правило общались на итальянском. На английском общались только со мной. Я знаю, что для сотрудников, у которых контракт на срок более одного года, команда оплачивает языковые курсы, но так как я был в команде всего три месяца, я бы не успел хорошо освоить итальянский.

А ты можешь рассказать, есть ли сейчас в Scuderia Toro Rosso постоянная программа стажировки для студентов?

Да, у команды есть постоянная программа стажировок, но она рассчитана, в первую очередь, на европейских студентов.

Для меня, в каком-то смысле, было сделано исключение, и я стал единственным стажером Scuderia Toro Rosso из России. Во многом это связанно с тем, что исторически Формула 1 — это европейский вид спорта и его популярность в России начала расти только в 2010 году, когда появился первый российский пилот — Виталий Петров, а затем в 2014 году появилась трасса в Сочи и прошло первое Гранд-При России. Отдельно хотел бы поблагодарить Сергея Белоусова и команду Acronis за то, что пригласили Франца Тоста в МФТИ и помогают нашему вузу развивать подобные международные партнерства.

Ты можешь подвести итог своей стажировки?

Прежде всего, это бесценный опыт работы в совершенно другой атмосфере, с людьми с совершенно другим менталитетом. Это очень полезный опыт. Меня очень сильно удивило то, что, начиная с самого первого дня стажировки, я был включен в работу, и речь шла не просто о формальной работе, а о реальных задачах, которые сразу же находили реальное применение в рабочем процессе.

Еще один навык, которые я приобрел за время стажировки, это навык программирования на Python. Не смотря на то, что я приходил в команду не как простой программист, мне все-таки приходилось писать код. Нужно было разрабатывать методы, которыми мы анализировали данные GPS, о которых я говорил выше, и раз я их разрабатывал, то и писать под них код нужно было тоже мне. То есть я разрабатывал метод, писал под него код и передавал своим коллегам, а они, в свою очередь, проверяли его и дорабатывали в случае необходимости.

Ты использовал полученные знания и данные при написании своей квалификационной работы?

Мысль написать квалификационную работу на основе тех знаний и данных, которые я получил в Scuderia Toro Rosso были. Более того, команде понравилось наше сотрудничество, они готовы были предоставить данные при условии подписания договора о неразглашении, и даже интересовались, хотел бы ли я продолжить с ними работать после окончания МФТИ. Но, к сожалению, тема моей студенческой работы пока не достаточно актуальна для моей кафедры МФТИ.

Видишь ли ты свое будущее в Формуле 1?

Это сложный вопрос. Но я знаю, что скоро, 17 ноября Франц Тост и Даниил Квят приезжают на Физтех по приглашению Acronis с единственной в России открытой лекцией и только для МФТИ, в честь юбилея Физтеха. Я бы хотел встретиться с ними на мероприятии и пообщаться по поводу вопроса моделирования деградации шин. Ведь когда я был на стажировке, я только закончил третий курс, и не обладал тем багажом знаний в области построения статистических и предсказательных моделей, которым обладаю сегодня, защитив бакалаврскую и учась на пятом курсе. Мне кажется, мой опыт может быть полезен. И, если каким-то образом получится реализовать этот проект, то это было бы очень круто. Я даже знаю нескольких ребят на Физтехе, которым тоже очень интересно участие в нем.

А поддерживаешь ли ты сейчас связь с кем-либо из команды?

Да, я поддерживаю связь через Facebook с членами нашей группы. Это очень увлеченные гонками люди, тот же Роберто до попадания в Scuderia Toro Rosso работал в итальянской гоночной команде MotoGP Ducatti, поэтому у нас находятся общие темы для разговоров. Вообще в Европе, и особенно в Италии, гонки — это невероятно популярный вид спорта, который может соперничать с футболом.

Что ты можешь посоветовать студентам, которые тоже захотят попасть на стажировку в Scuderia Toro Rosso?

Самое главное — не бояться проявить инициативу и подать заявку на участие в стажировке. Ведь если сидеть сложа руки, ничего не получится. Не стоит бояться того, что это другой мир, целая индустрия. До попадания на эту стажировку у меня не было ничего, кроме сильного желания попасть в команду, и базовых знаний, которые я получил на Физтехе. Дерзайте, у вас обязательно получится!

Для участия в конкурсе вам необходимо задать вопрос через эту форму. Даниил Квят обязательно ответит на самые интересные вопросы, их авторы смогут посетить Public Talk в МФТИ и получить открытку с автографом Даниила, а автор лучшего вопроса получит ценный приз с символикой мероприятия!

Выражаем благодарность команде Физтех.Радио за подготовку материала.

Конкурс завершен! Победителями стали:

1 место (призы: футболка и открытка с автографом): Орешников Алексей Юрьевич.

2-5 места (приз: открытка с автографом): Зезюлинский Владимир НиколаевичДавлетов Вадим МухамедьяровичТарасов Павел АлександровичДенисенко Антон Андреевич.

Поздравляем победителей! Организаторы конкурса свяжутся с вами в ближайшее время.

История успеха
Карьера
Стажировка
3434