Диляра МурзинаСегодня мы наблюдаем тектонические изменения в российской экономике. Уход зарубежных компаний вынуждает в оперативном порядке переходить на новые рельсы, перестраивать бизнес-процессы и искать новых партнеров. О том, как эти изменения затронут рынок EdTech, поговорили с Андреем Креховым, директором по специальным программам компании ICL Services. - Андрей, добрый день. Что, по Вашему мнению, будет с рынком онлайн-образования в ближайшей перспективе? Если говорить про EdTech, то его особенность заключается в том, что он недостаточно изучен с позиции глубокой аналитики, его границы весьма неопределённы. По итогам 2021 года игроки EdTech рынка ожидали последующего роста на 40-50%. В текущей же ситуации одни ожидают стагнацию, а другие, более пессимистично настроенные, говорят о падении на 20-30%. Если говорить о рынке EdTech на начало 2022 года, то он перешёл в фазу насыщения и сильной конкуренции. И без поправок на текущую ситуацию он уже бы не смог, как в предыдущие годы, удивлять нас 70-80-процентным ежегодным ростом. В связи с санкциями и ожидаемым большим экономическим спадом основной задачей для рынка станет сохранение своей аудитории и объемов продаж. Думаю, что в настоящее время все образовательные проекты будут испытывать трудности с новыми клиентами, будь то бизнес-корпоративная ниша или обучение пользователей в ИТ-специализации. В текущей ситуации люди будут стремиться сократить до нуля любые расходы за исключением базовых. - Каковы перспективы рынка онлайн-образования после ухода западных платформ? Считаю, что не стоит ждать, что выстрелят высокотехнологичные стартапы, про которые много говорили в последнее время. Реальность показала, что резкий уход поставщиков высокотехнологичного оборудования и компонентов привел к резкому росту цен на них. А рост курсов валют ещё больше обострил эту ситуацию. Если говорить про западные образовательные платформы и их объём в структуре российского EdTech, то, например, уход таких крупных операторов рынка, как Meta, Figma и ряда других, с одной стороны, высвобождает эти доли рынка для активной экспансии российскими провайдерами. Но, с другой стороны, все это происходит в условиях падения покупательской способности людей, что в реальности будет влиять на снижение актуальности продуктов остающихся западных или российских компаний. Таким образом, уход снивелирует сжатие и ёмкость рынка EdTech, и сам рынок не почувствует кризиса из-за ухода западных компаний в текущем понижении спроса на его услуги. Уже скоро картина рынка изменится кардинально, и больше всего будет шансов у тех, кто будет предлагать кризисные и гибкие решения. Скорее всего, это будут игроки среднего и малого бизнеса. Но, несмотря на падение, рынок и дальше будет эволюционировать, все больше уходя от “говорящих голов в экране компьютера” к форматам сообществ, смешанного обучения и выстраивания долгосрочных траекторий персонального развития каждого обучающегося. Необходимы будут дополнительные сервисы образовательных услуг и, главное, узкая персонализация образовательного трека на всей продолжительности жизненного цикла участника обучения. Также хотелось отметить области, на которые предприниматели могут обратить свой взор и предложения. Это обучение бизнес-навыкам, которое в условиях экономической неопределенности, когда старые бизнес-модели становятся неэффективными, а новым обучаться банально негде, будет иметь колоссальный потенциал роста. - Как можно трансформировать бизнес, чтобы избежать падения? Падение на рынке EdTech в любом случае произойдёт, но образование — это та сфера, где качественные продукты будут выходить из тени и раскрываться в трудной экономической ситуации. Поэтому основной вызов для компаний - наращивание качества и уникальности методик, работающих на получение не только знаний, но и практических навыков, если мы говорим об ИТ-специализациях, которые останутся основным двигателем обучения для взрослых. Сейчас важно трансформировать модели обучения в сторону гибридных моделей-практикумов по принципу «обучайся, делая задания/создавая монетизированную ценность для конечных потребителей». Такой подход, использующий нетипичные методы обучения и приобретения навыков учащимися, обеспечит рост компании даже в кризисной ситуации. Дополнительным драйвером роста станут механизмы правильной интеграции в проекты государственного финансирования, нацеленные на переобучение людей с исчезающих специальностей на востребованные. Образование для взрослых будет трансформироваться исходя из новых условий и в любом случае останется одним из важных и больших сегментов EdTech рынка. Бизнес-образование будет подвержено существенному росту госрегулирования: возрастёт доля контента, финансируемого государством. С одной стороны, не все смогут пройти процедуру верификации госорганами. Но, с другой стороны, для компаний это откроет возможность попробовать себя в этом сегменте и получить более широкий доступ к аудитории, так как практически ни один вуз не занял серьезную долю на рынке онлайн-образования. Хотя это именно их ниша. Среди ниш для роста также можно упомянуть школьное и дополнительное детское образование. Как и в случае с образованием для взрослых, здесь нужны будут нестандартные и, главное, качественные продукты по обучению и развитию детей, направленные на приобретение навыков в игровой форме. Например, «играй и приобретай навыки», чтобы легче усвоить школьный урок.