Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Как пережить кризис роста стартапа и не погубить свой проект

Аватар Андрей Селивестров
Отредактировано

Стартапы часто не завершаются ничем. Причин тому много, но одна из них - кризис роста стартапа. Как преодолеть этот кризис - читайте в нашей статье.

3К открытий3К показов
Как пережить кризис роста стартапа и не погубить свой проект

Александр Галустьян, заместитель генерального директора ИК «Криптонит»

Начинающим предпринимателям кажется, что самое сложное — запуск стартапа. На самом деле, основные трудности связаны с ростом. Только одна компания из девяти выходит на устойчивый рост и становится прибыльной, подсчитали аналитики из Bain & Co. 85 % руководителей компаний-неудачников признают, что причиной кризиса были не действия конкурентов, а внутренние проблемы.

Сценарии кризиса

В разных стартапах кризис роста проявляется по-разному. Можно выделить три основных сценария: перегрузка, стагнация и падение. Перегрузка обычно вызвана недостатком управленческого опыта у основателей, которые слишком многое на себя берут. По данным Startup Genome Report, 74 % интернет-стартапов закрываются из-за слишком быстрого масштабирования и раздутого штата. В результате страдает качество сервиса и компания теряет клиентов. Чтобы справиться с таким кризисом, стартапу нужно сосредоточиться на внутренних коммуникациях и стандартах, упростив систему управления и повысив качество продукта.

Стагнации подвержены как молодые стартапы, так и устоявшиеся компании. В какой-то момент руководители теряют связь с реальностью, перестают чувствовать рынок, после чего компания уже не может оправдать доверие клиентов. Когда с таким кризисом столкнулась Cisco, компания сократила время разработки продуктов и вывела на рынок новые решения в области виртуализации, что позволило ей ответить на вызовы со стороны Amazon, Huawei и других конкурентов. Netflix, занимавшийся когда-то рассылкой DVD по подписке, успел пересмотреть стратегию, сосредоточившись на стриминговом сервисе и создании собственного контента — в результате его доход приблизился к $16 млрд.

Еще один сценарий кризиса, падение, может быть обусловлен как внутренними (например пересмотр бизнес-модели или вывод на рынок нового продукта), так и внешними причинами (например появление сильного конкурента или революционной технологии). Классический пример выхода из падения — возвращение в Apple Стива Джобса, который возродил в забуксовавшей компании дух стартапа, сократил перегруженную продуктовую линейку и вывел новые продукты. Обратный пример — Nokia, которая потеряла лидерство на рынке из-за неспособности развиваться и реагировать на действия конкурентов.

Сохранить дух стартапа

В отличие от состоявшихся компаний с прочной корпоративной структурой, успехи и неудачи стартапа в основном связаны с личностью основателей. Исследование Bain & Co. показало, что руководители чаще всего называют причиной неудач недостаток ресурсов, невозможность сфокусироваться и организационную запутанность.

Чтобы преодолеть кризис роста, основателю (или команде фаундеров) прежде всего нужно заметить эти симптомы и найти способ их преодолеть. Хорошо, если основатели смогут расти вместе со своим стартапом, но чаще они начинают тормозить его развитие, отказываясь адаптироваться к меняющимся условиям. Среди компаний, которые преодолели кризисы роста, сохранив при этом дух стартапов и ментальность своих основателей, — Google, IKEA и AB InBev. К примеру, пивоваренная корпорация AB InBev не тратит деньги на шикарные офисы и предпочитает нанимать молодых сотрудников.

Найти ментора

Эффективный способ справиться с кризисом роста — расширить управленческую команду, пригласив опытного менеджера, который будет не просто отрабатывать зарплату, а искренне «болеть» новым бизнесом. Бурный рост российского образовательного стартапа SkyEng начался после того, как к команде присоединился Александр Ларьяновский с опытом работы в Яндексе и других крупных компаниях.

Привлечь инвестиции

Мощным импульсом для развития стартапа становится привлечение финансирования. Привлечь внимание потенциальных инвесторов можно на хакатонах, конференциях и конкурсах стартапов.

Чтобы не спровоцировать кризис, нужно искать инвесторов, которые понимают корпоративную культуру стартапа и готовы не только вкладывать в него деньги, но и делиться своими компетенциями. Больше шансов найти такого «старшего брата» не из числа венчурных инвесторов, для которых стартап будет одним из множества проектов, а в среде индустриальных инвесторов, которые будут помогать молодой компании развиваться.

Кризис как путь в будущее

Путь к успеху для любого стартапа будет тернистым. В истории бизнеса не было примера компаний, которым удалось бы избежать кризисов в процессе развития. При этом часто именно от руководителей зависит, сможет компания выбраться из кризиса и продолжить развиваться или встретит бесславный конец. Для успешных руководителей компаний характерны готовность к изменениям, смелость в принятии решений и способность учиться.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
3К открытий3К показов