Перетяжка, Премия ТПрогер, 13.11
Перетяжка, Премия ТПрогер, 13.11
Перетяжка, Премия ТПрогер, 13.11

Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря

Яхтинг для айтишника: Как арендовать лодку, стать шкипером и не разориться

48 открытий707 показов
Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря

«Капитан всегда прав»: Правила жизни айтишников, которые ходят под парусом

В новом выпуске подкаста «Чем живут айтишники» Маша Даровская, шеф-редактор Tproger и автор телеграм-канала «Деврелишна», беседует с Наташей — шкипером и бывшим IT-консультантом, и Лёшей — инженером машинного обучения и яхтсменом.

В этом выпуске мы погружаемся в мир парусов и морских приключений. Поговорим о том, почему IT-специалисты выбирают яхты, как устроен быт на лодке и что нужно, чтобы стать капитаном. Обсудим, правда ли, что яхта обходится дешевле отеля «всё включено», как получить лицензию на вождение яхты и с какими трудностями сталкиваются новички. И, конечно, узнаем о самых классных местах для парусного отдыха.

О том, как герои пришли в яхтинг и кем работают

— Всем привет, это подкаст Tproger, где мы разговариваем про хобби айтишников. У нас в гостях Лёша и Наташа, они муж и жена, и оба увлекаются яхтингом. Расскажите, кстати, можно говорить «яхтвумен» или нет такого феминитива?

Лёша: Можно, но мы как-то говорим больше «лодкаться», «яхтиться», «приключаться», «паруситься» — как только мы не говорим! А вот «яхтвумен» и «яхтсмен», мне кажется, мы практически никогда не использовали.

Наташа: Капитан. Есть капитан. «Капитанка» для меня звучит странно, поэтому я использую слово «капитан».

— Супер. Наташа, ты, получается, капитан, да?

Наташа: Я капитаню, да.

— Круто. А расскажи, как долго ты к этому шла?

Наташа: К тому, чтобы быть капитаном, я шла, мне кажется, около года. История такая: меня Алексей, когда мы ещё, вроде бы, даже не были женаты, привёл на лодку. С первого раза меня не зацепило. А потом в какой-то момент я дошла ногами до парусной тренировки. И вот со второго раза оказалось, что моя жизнь не будет прежней. От момента, когда я поняла, что всё, я влипла, до момента, когда я пошла в свой первый чартер капитаном, прошло чуть меньше года.

— Так, расскажите еще пару слов о себе: кем работаете, что делаете, кроме капитанства.

Лёша: Я инженер машинного обучения и программист на Python. Я Довольно давно этим занимаюсь, уже лет десять. Кроме работы и яхтинга, ещё на велосипеде катаюсь.

Наташа: Последние несколько месяцев при встрече с незнакомыми людьми говорю, что я шкипер. А так — я бывший айтишник, в марте уволилась. До этого много лет работала в IT-консалтинге. Последние несколько из них тоже занималась машинкой: немножко писала код, немножко была продактом, на других проектах — проджектом. Я скорее человек-менеджер, чем человек-программист.

— Круто. Продакт и проджект менеджер — это надо прям классные софт-скиллы иметь. Возможно, поэтому капитанство классно заходит.

О первом опыте и переезде к морю

Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря 1

— Расскажите, как давно вы вообще в яхтинге? Наташа рассказала, что больше года, да?

Наташа: Первый раз на лодке я оказалась в 2019-м, мне кажется, это 5–6 лет назад.

Лёша: Я зашёл на лодку больше 10 лет назад. Меня позвали друзья-знакомые на парусную гонку в Хорватию, и понеслось.

— И сразу зашло?

Лёша: Сразу зашло. Но сначала мне было страшно. Я там простым матросиком ходил, мне было страшно просто ужасно: что-то хлещет, свистит, всё качается. А потом я распробовал. Несколько лет подряд ходил на эти парусные гонки. Потом был перерыв, и мы снова стали ходить, и я посмотрел на яхтинг с другой стороны. А что, если не ходить в гонки, а поехать в круиз? В смысле, берёшь лодку и оказываешься где-то посреди нигде, в местах, в которые никогда по-другому не попадешь. Мне так понравилось, что последние года два никак не могу остановиться.

— А где вы живете, там есть доступ к тому, чтобы поплавать? И можно говорить «плавать» или надо «ходить»?

Лёша: Мы не паримся на этот счет.

Наташа: Я не поправляю людей. Люди говорят, как хотят, а я говорю «ходить». Мы живем в Бильбао сейчас. Я достаточно много путешествую и хожу по разным регионам: в основном это Европа, Средиземноморье, может быть Атлантика или Северная Европа.

Наташа: Там местный прикол такой, они говорят: «Это не Франция, это не Испания, это Basque Country, Страна Басков».

— А как давно вы в Испании и что вас туда привело? Любовь к морю или что-то ещё?

Наташа: Мы в Испании с октября прошлого года, и нас туда привела, на самом деле, моя работа. А идея, конечно же, была жить ближе к морю. Мне кажется, если бы не Бискайский залив рядом, я бы не поехала. Но это не точно.

— Вам там нравится, Лёш?

Лёша: Природа — огонь. Мне очень нравится. Собственно, там можно и под парусом приключаться, хотя мы это делаем редко, потому что наши права в этом регионе не работают. И там горы рядом, мы в них хайкаем* или катаемся на велосипедах. Я считаю, что это горы, Наташа, что это холмы.

*Хайкинг — пешие прогулки, особенно по природе, холмам или горам, как правило, недолгие, часто в формате «похода выходного дня»

О деньгах: дорогое ли это удовольствие?

— Скажите, а вообще, если кто-то хочет тоже ходить в море на яхте, дорогое ли это удовольствие? Я думаю, что дорогое, но давайте слушателям расскажем.

Лёша: С моей точки зрения, это сравнимо с тем, чтобы поехать в какую-нибудь локацию и снять на неделю отель «всё включено». Вот будет стоить примерно столько же. Но бывают выбросы в обе стороны.

Наташа: Ну, давай я здесь добавлю. Это действительно сравнимые порядки цифр. Зависит от того, в каких отелях ты привык останавливаться. И ещё добавлю такой немножко неочевидный взгляд: лодка — это и жилье, и средство передвижения. То есть если ты планируешь сухопутный трип, нужно забронировать несколько отелей, чтобы посмотреть разные места. Ты, возможно, арендуешь машину, платишь за бензин. Лодка включает в себя и то, и другое — это классно.

Я тоже считаю, что это сравнимо по цене, и более того, хорошие отели «всё включено» могут быть даже дороже, чем покататься на лодке. Но, опять-таки, можно ходить капитаном, собирать свои чартеры и не платить за лодку.

О том, как стать капитаном

— Так, а вот ты стала капитаном, да? А что для этого нужно, как долго учиться, как это вообще всё происходит?

Наташа: Да, я получила шкиперскую лицензию. Для этого нужно в основном желание и какое-то количество свободного времени. Есть разные варианты курсов, школ и ассоциаций. В среднем всегда есть теоретическая часть и практическая. В моём случае это был интенсив по выходным, по 8 часов в день. В сумме набежало часов 40–50 теории. Мы разбирали то, что нужно знать. Потом я сдала теоретический экзамен и поехала на практику на какую-то понятную акваторию. Практика может быть 7–10 дней. Всё то же самое, что ты прочитал в учебнике, ты применяешь на воде и учишься делать это руками. Базовая иншор-лицензия получается примерно так.

— А что даёт эта лицензия?

Наташа: Возможность брать лодки до 24 метров и ходить на них в прибрежных водах — до 20 морских миль от берега. Это примерно чуть меньше 36 километров.

— А у Лёши лицензии нет, правильно?

Лёша: Есть. Я разочек ходил капитаном. У меня похожая история. Единственное, я поехал сразу на интенсив и за две недели с нуля до лицензии прошёл курс на лодке. Это было, с одной стороны, лучше, потому что я две недели на лодке провёл. С другой стороны, хуже, потому что сил на то, чтобы учить теорию как следует, не хватало. Я помню, как страдал — слишком много впечатлений.

— Наташа, а вот ты теперь с лицензией, ты можешь как-то монетизировать это, возить кого-то?

Наташа: Теоретически — да. Практически, это в серой зоне. Чтобы работать в белую, открыть ИП и возить туристов, в каждой стране нужна местная лицензия, сертификаты. По секрету всему свету расскажем, что так никто не делает ни в России, ни за рубежом. Всё русскоязычное парусное комьюнити живёт примерно в серую. Никого не хочу обидеть, но реальность такова. Короткий ответ — да, монетизировать можно. Сложный ответ — мы будем спотыкаться обо всякие легальные сущности, бюрократические моменты.

О главных ощущениях и кайфе от яхтинга

Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря 2

— Расскажите, какие у вас ощущения, когда вы плывете, ходите в море? Что цепляет в этом?

Наташа: У меня это ощущение непроходящего восторга. Мне нравятся паруса, идти быстро под парусом — это похоже на то, как некоторые люди любят водить машину просто ради процесса. Мне нравится ходить под парусом ради процесса. Также обычно это происходит в очень красивых местах, и ты можешь посмотреть, потрогать, познакомиться с культурой. А цепляет меня в этой истории, кроме самого процесса, возможность делиться радостью с людьми, которых я вожу на лодке. Когда у человека загораются глаза, и он: «Да-да-да, пойдём, а завтра туда пойдём!», — вот это кайф. Мне нравится радовать людей.

— Лёша, тебе?

Лёша: Примерно так же. Я себя ловил на мысли, что мне в любой роли под парусами нравится. Я готов просто часами смотреть, дёргать веревки, наблюдать, что происходит с парусом, лишь бы ехать. Это какая-то медитация в движении, она меня подкупает. И, как правило, на лодках не получается работать, и это неделя, когда я точно выпадаю из работы. Я возвращаюсь отдохнувшим. И вот эта какая-то общность с командой — мне чаще всего везет, с командой всегда есть мэтч, и прям не хочется расставаться.

— А команда всё время разная получается?

Лёша: Получается так. Обычно люди всё-таки 4 недели отпуска в году имеют. А если ты ходишь чаще, то с большей вероятностью тебе придётся звать разных людей.

Наташа: Однако стоит заметить, что у нас есть тесный круг друзей, с которыми мы достаточно часто пересекаемся под парусами, и это очень приятно, прям кайфово.

— То есть уже комьюнити, которое постоянно ходит.

Наташа: Обычно я знаю, кого куда позвать и кому что понравится. У меня есть, наверное, человек 10 друзей, которые готовы со мной ходить, потому что им это тоже нравится.

Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря 3

О физической подготовке и безопасности

— Скажите, а какая физическая подготовка нужна, чтобы вообще попытаться?

Лёша: Примерно никакая. Это чем-то похоже на поход или жизнь в доме на колесах. Лодка — довольно тесное пространство, нужно уметь им пользоваться, не биться головой. Есть некоторые ограничения, но редко кому они мешают. Если человек готов пойти в поход, пожить в палатке, то ему и на лодке будет нормально.

Наташа: Я бы добавила про бытовые, а не физические ограничения. Обычные лодки, на которых мы ходим, отлично управляются двумя людьми. На лодке нет ничего такого, для чего нужна именно физическая сила. Наоборот, если тебе нужно приложить сверхусилия, то ты, скорее всего, что-то ломаешь.

— Так, а не страшно? Вот я, например, плохо плаваю, я немножко всегда боюсь плавать на чём-то. Насколько хорошо вы плаваете и нет ли у вас таких фобий?

Лёша: Скорее всего, в открытом море, если выпал за борт и на тебе не было спасательного жилета, насколько бы хорошо ты ни плавал, ты утонешь — просто замёрзнешь. Но это не должно пугать, потому что на лодке, если есть риск, для каждого есть спасжилет. Надеваешь его — и всё, утонуть не грозит. Замёрзнуть — всё ещё да. Плюс, когда условия суровые, всегда пристёгиваешься. В круизах не принято выходить в море, если там штормит. Ты где-нибудь прячешься по бережку.

— А на случай каких-то ЧП есть же там какие-то сигналы?

Лёша: Всё есть: рация, специальные буи. Есть манёвры, которым учат. Когда ты набираешь на лодку свеженьких людей, ты им первым делом рассказываешь про технику безопасности, а вторым — как они будут вылавливать капитана, если вдруг он оказажется за бортом. Как сигналы по рации подавать.

Наташа: Это достаточно теоретические ситуации. На самом деле самая экстремальная ситуация на лодке — это когда засорился туалет. Простите за подробности.

Лёша: Один туалет на 6 человек — это может быть проблемой.

Наташа: Ответственность капитана заключается в том, чтобы содержать экипаж в безопасности: не выходить в штормовую погоду, следить, чтобы все были в спасжилетах, в пристёжках. Мы же ходим не ради плохих приключений, мы ходим ради того, чтобы удовольствие получать.

— Так, а какие основные правила безопасности на лодке?

Наташа: Правило номер ноль, которое я говорю на брифинге: капитан всегда прав. Или, как я формулирую, капитан всегда виноват. Потому что мы несём ответственность за лодку и за экипаж. Капитана слушаем. Что ещё? Если видишь что-то не то — скажи. Не всегда нам хватает на всё внимания. Ты можешь почувствовать непривычный запах, увидеть, что кто-то делает что-то небезопасное. Видишь — скажи. Слышишь — скажи. Дальше — уважительно относиться к другим членам экипажа и к личному пространству. Лодка — тесное пространство, мы неделю в плотном контакте, так что границы — наше священное всё. Дальше уже технические моменты: что делать, чтобы не было пожара, как с ним бороться, не суём руки в лебёдки, как работать с верёвками, держимся за лодку хотя бы одной рукой, когда ходим по лодке.

О покупке и аренде яхт

— Так, а вот лодку обычно берут в аренду, да? А я знаю, что яхты стоят баснословных денег. Почему так?

Наташа: Лодка — это сложное устройство. Автомобили, например, производятся массово, их больше. Лодка не слишком проще по технической начинке, но их производят меньше.

— Так, а какая минимальная цена, чтобы купить там небольшую лодочку?

Лёша: Надо идти на б/у рынок. Дрова, с которыми будешь ковыряться на заднем дворе, можно найти за 10 тысяч евро. Что-то более приличное — от 50 тысяч. Что-то пригодное, чтобы через Атлантику перейти — от 100–120 тысяч. Но это всё условности.

— А скажите, есть смысл, если не собираешься в кругосветку и ты не миллиардер, покупать свою яхту?

Наташа: Это зависит от образа жизни, целей и приоритетов. Мне кажется, арендовать сильно проще. Тебе не нужно думать про обслуживание лодки, её хранение. Если ты ходишь 8 недель в году — это фантастические условия, — всё равно остальное время лодка стоит без дела. Поломки накапливаются, ей нужно заниматься. Арендовать проще: вопросы обслуживания и хранения ложатся на чартерную компанию. Если очень хочется — можно купить, но с рациональной точки зрения, если ты ходишь 5–10 раз в год, просто арендуй лодку.

Лёша: Плюс можно попробовать разные локации и разные лодки. Что тоже интересно.

О юридических тонкостях и пересечении границ

Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря 4

— Если ты передвигаешься по Евросоюзу в акватории, там же есть какие-то службы, которые мониторят. Как это происходит?

Лёша: В Евросоюзе это сложно заметить. Скорее всего, к тебе на берегу подойдут полицейские и попросят документы на всю команду и сверятся с крю-листом — это список людей в команде с их паспортными данными. Внутри Евросоюза нет границ. А вот, скажем, переход Черногория — Хорватия: тебе нужно зайти в специальный порт в Черногории, сказать, что покидаешь страну, всем поставят выездной штамп. Делаешь переход, в Хорватии заходишь в специальный порт, вывешиваешь специальный флажок, ждёшь таможенников. Они пришли, проставили въездные печати — тогда можно выходить на берег.

Наташа: Можно встать на якорь вообще без штампов.

Лёша: В таких случаях может подойти береговая охрана проверить документы.

— А если у кого-то в команде что-то им не понравилось, что они делают? Вот на границе в аэропорту человека могут не пустить, а тут вы на корабле, пять человек прошли, один не прошёл.

Наташа: Обычный недельный чартер не предполагает пересечения границ. Если ты идёшь, например, из Испании в Норвегию — это всё внутри Евросоюза. Честно говоря, я не слышала за свою историю общения с парусным комьюнити каких-то случаев, когда человека не пустили на границе. Это нужно сильно не понравиться.

Лёша: Парусное комьюнити маленькое, а людей, которые ходят в такие переходы, — совсем по пальцам пересчитать. Может быть, дело в этом. Бывало, что люди попадали в оверстей*, но физически не могли уйти, потому что лодка сгорела. Им всячески помогали. Рассчитывать на особое отношение нельзя, но оно иногда случается.

*Оверстей — нарушение миграционных правил, при котором иностранный гражданин находится в стране дольше разрешенного срока

С чего начать новичку

— Вот допустим, есть человек, который хочет тоже заняться яхтингом. Что ему делать? Куда бежать? Он хочет сам научиться водить лодку. С чего начать?

Наташа: Получить лицензию. Гуглим «шкиперская лицензия», выбираем нужную школу, ассоциацию, идем, сдаём.

— А нельзя сначала взять какие-то уроки, чтобы тебе кто-то показал?

Лёша: Самое простое — пойти на парусную тренировку в локации, где ты живешь. Там ничего не нужно, кроме желания. Такое есть везде, где море или крупный водоем. В Москве, Питере, Варшаве, Бильбао, разных городах Турции — много где.

Наташа: Это про маломерные лодочки, которые не про чартер, а про парусить в рамках дня. Если хочется попробовать сходить в чартер — надо сходить в чартер с капитаном. Ищешь, куда пойти, с кем пойти. Обычно капитаны не против того, чтобы отвечать на вопросы и привлекать людей к управлению лодкой.

Лёша: Есть два варианта. Один — найти друга, который собирается куда-то идти, и к нему на хвост упасть, записаться в команду. Другой вариант — большие организованные регаты или фестивали, например, от «Силы ветра» или Seanation (AFR). У них уже есть капитаны, забронированные лодки, программа. Это хороший вариант попробовать. Может быть, есть риск несовпадения с командой, но это самый простой способ, если у тебя нет друзей-яхтсменов.

Про снаряжение: что действительно нужно

— А у меня тогда ещё такой вопрос. Я общалась с человеком из этого комьюнити, и он рассказывал, что покупает всякое дорогущее специальное снаряжение, перчатки. Насколько оно надо?

Наташа: Это зависит от многого. Если мы говорим про простые акватории Греции, Турции, Италии, имеет смысл обзавестись непромокаемой курткой. Ещё пригодятся перчатки, но если не хочется покупать специальные яхтенные, возьми велосипедные — всё будет нормально. Я считаю, что лучше не тратить лишнее на экип, если не уверен, что будешь продолжать. Я свой первый серьезный комплект непромокаемой одежды купила, когда поняла, что мне холодно стоять ночные вахты при переходе через Бискайский залив. До этого хватало простой непромокаемой куртки из Декатлона. Короткий ответ: можно, но необязательно. Да, и самая главная штука — это солнцезащитные очки и солнцезащитный крем. Потому что на воде сгораешь на ура, и очки нужны, иначе лучи слепят ужасно.

— Необязательно? Вот если ты именно капитан, насколько тебе нужна специальная обувь, перчатки, если ты ходишь не раз в год?

Наташа: Если ты капитан и ходишь часто в разных условиях, то имеет смысл. Даже если снаружи дождь, ветер, +10, ты все равно будешь сидеть снаружи, контролируя происходящее. Все эти 5–7 часов перехода ты будешь на холоде. Поэтому если ходишь много, да, экип спасает и стоит своих денег. Из специализированных вещей у меня есть комплект непромокаемой одежды (штаны и куртка), много слоёв под ней (термобельё, флиски), рация, набор карабинов, веревки, минимальный ремкомплект. Что ещё?

Лёша: Обувь, скажи про обувь.

Наташа: Обувь? Я всё хожу в кроксах. Если зима и холодно — надеваются две пары носков. Если лето — кроксы снимаются, хожу босиком. Мне нравится, когда просто и без лишних сущностей. Ещё у нас есть планшет для навигации. И всё.

Лёша: Ещё у нас есть свои спасжилеты. На чартерных лодках спасжилеты обязательно есть в комплекте, но мы купили хорошие для плавания в Атлантике. С тех пор по возможности берём на чартеры.

— А круги там есть спасательные?

Лёша: Да, на лодке есть более современный аналог круга - подкова. Иногда какие-то еще средства, чтобы человеку за бортом кинуть.

Лёша: Самый популярный вопрос: «Может ли лодка перевернуться?». Ответ — нет. Если ей не оторвёт мачту и киль, то нет. А чтобы оторвать киль, нужно постараться.

— А вот если ты куда-то приплыл в бухточку, можно там пришвартоваться или просто покупаться?

Наташа: Можно выйти в открытое море, лечь в дрейф, если это теплый солнечный день в Греции, и просто купаться вокруг лодки. Можно встать в уединенную бухточку на якорь. Я очень избирательный товарищ: мне нужно, чтобы было идеально чисто, кристально-прозрачная вода, чтобы мы были одни в этой бухте. Я предпочитаю вставать одной лодкой в красивое место и купаться там. Можно пришвартоваться в марину и пойти на ближайший пляж. В общем, купаться можно, нужно, и рекомендуем. В Норвегии купались недавно, вода +12 — бодрит.

О самых запоминающихся путешествиях

Как айтишники становятся капитанами — сколько стоит свобода, где учиться яхтингу и как преодолеть страх открытого моря 5

— Расскажите про какие-то свои самые любимые путешествия.

Лёша: Я даже не могу сказать, чтобы какое-то путешествие было проходным. Из недавнего — это Норвегия. Совершенно невероятные виды, совершенно невероятная вода. Ещё у нас было незабываемое путешествие: мы ездили в офшорную гонку вокруг Канарских островов. Четверо суток посменно, не выходя на берег, не останавливаясь, и днём, и ночью. Сильный ветер и высокие волны. Это очень изменило восприятие качки и собственно ветра.

Наташа: Ты знаешь, мне ещё, кроме суперкрасивых мест, запоминаются путешествия из-за теплого контакта с командой. Это вообще не зависит от акватории. Бывает такое, что прям щелкнуло у всех, и вы просто на одной волне. Это может быть Турция, Норвегия — любое место. Если у вас случилось взаимное понимание, это сделает великолепным любой трип.

О морской болезни и управлении лодкой

Наташа: Я хожу, и меня укачивает обычно больше всех в команде. У меня есть своя система борьбы с морской болезнью: когда пить таблетки, как себя чувствовать хорошо. К этому можно адаптироваться. Я поэтому хорошо понимаю, когда человеку нужно скормить таблеточку или поставить за руль. Я перед поездкой всегда проговариваю с экипажем, что может случиться, что делать, чтобы люди были готовы и понимали. Я слежу по ходу трипа, как себя чувствует экипаж. Морская болезнь существует, иногда людям плохо, но с этим можно работать достаточно эффективно.

— А вот если меня укачивает на серпантине, это сигнал, что меня будет укачивать на яхте? На пароме меня вроде не укачивало, а на серпантине в Черногории — жесть.

Лёша: Смотри, мне кажется, что это не сильно связанные вещи. Но, с большой вероятностью, тебя будет укачивать, потому что очень мало людей, которых не укачивает на воде.

Наташа: Я не соглашусь, что это не связанные вещи. Мне кажется, это всё про вестибулярку и рассогласованность сигналов от неё и от зрения. С большой вероятностью, если укачивает на серпантине, будет укачивать и на волне. Меня иногда укачивает в метро, регулярно — на заднем сиденье такси. Это не мешает мне ходить под парусом.

— Если ты решился на путешествие и тебя начинает жестко укачивать, что делать?

Лёша: Вставать за руль.

Наташа: Да, вставать за штурвал. Помогает, хорошо. Работает так же, как с машинами: если тебя качало на серпантине, сядь за руль — станет лучше. Потому что ты контролируешь движение, и мозг начинает лучше понимать, что происходит с телом. Если уже прозевал момент и всё плохо, ляг, закрой глаза, подожди, пока пройдёт. В следующий раз сделаешь лучше.

— А если ты умеешь водить машину, легче будет научиться управлять лодкой?

Наташа: Наверное, не знаю. Я когда получала лицензию, уже умела водить машину, и мне не с чем сравнить. Мне кажется, они ведут себя по-разному. У лодки очень большая инерция, она по-другому движется, не так поворачивает. Может, базовые навыки — ехать прямо — будет проще освоить. Не уверена.

Лёша: Я учился на шкиперскую лицензию в промежутке между занятиями в автошколе. И когда вернулся к машине, стал гораздо лучше ездить за рулем, аккуратнее ощущать габариты. Кажется, это связанные навыки — управление большой штукой и включение её в свой экзокортекс. Не факт, что конвертируется один в один, но, скорее всего, это связанные вещи.

Наташа: Видишь, у тебя это сработало в другую сторону: научился управлять лодкой, и стало легче с машиной.

Лёша: Я видел людей, которые хорошо водят машину, друг, например, водил когда-то грузовик. И за штурвалом он прям замечательно предугадывал, что дальше пойдёт. Оно как-то конвертируется.

Заключение — добро пожаловать в яхтинг!

— Новичковые вопросы я вроде все задала. Может, осталось что-то неочевидное?

Лёша: Неожиданная вещь — это еда. На лодку попадают разные люди, но так получается, что среди этих шести-десяти человек кто-нибудь любит и умеет готовить. И на этой маленькой кухонке с полутора конфорками люди иногда такие шедевры выдают! Ты такой: «Офигеть, класс, я дома так не готовлю!».

— Может, это ещё настроение, атмосфера влияет.

Лёша: Это тоже, потому что каждый прием пищи — это важная часть приключения. Бывает, люди питаются в ресторанах, но мне кажется, они половину впечатлений теряют. Приготовленные на лодке блюда бывают настолько душевными, что прям ух.

Наташа: Это ещё непредвиденное взаимодействие. Кто-то готовит, кто-то помогает, кто-то моет посуду. Не далее чем три дня назад меня на лодке кормили морковным тортом. Я была в восторге и шоке, потому что это сложно приготовить. Я не ожидала. Это было очень круто.

— Скажите, кому точно понравится ходить в плаванье?

Лёша: Я вижу, что очень многие айтишники потихонечку перетекают в яхтинг. Я открываю соцсети и вижу, как люди, с которыми я давно в друзьях, начинают ходить под парусом. Мне это приятно, я рад, что люди открывают для себя этот вид отдыха. А еще мне немножко странно, потому что раньше яхтинг был местом, где можно было познакомиться с людьми, с которыми на суше не познакомишься: архитектор, повар, кто-то ещё не айтишный.

Наташа: И продолжают приходить! У меня на борту были физики, геофизики, геологи, архитекторы, художники, математики, маркетологи, директор школы, психолог. Очень-очень разные и классные люди.

По поводу того, кому понравится. Если нравится путешествовать, пробовать новое, знакомиться с чем-то — просто попробуйте. Понравится — не понравится, но попробовать стоит.

— Пробовать отправиться в плавание, думаю, многим понравится. Спасибо большое, Наташа, Лёша, за то, что ответили на все мои даже глупые вопросы и не злились на то, что я неправильно употребляю термины.

Наташа: Глупых вопросов не бывает, это же главное правило!

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
48 открытий707 показов