Как прокачать свои IT-навыки и заработать на этом: рассказывает участник хакатонов
Участник хакатонов рассказывает о том, что это такое, какие роли могут быть в командах участников и организаторов, и чем наши хакатоны отличаются от зарубежных.
4К открытий4К показов
Всем привет! Провел опрос среди знакомых ИТ-специалистов и в результате получил следующий вывод: мало кто знает о хакатонах. В рамках данной статьи я решил подробно рассказать, что это такое и почему это нужно для многих ИТ-специалистов.
Немного о себе. Работаю в сфере IT уже около 20 лет. Начинал системным администратором, потом программистом .Net. Долгое время думал о том, как правильно развивать свои навыки: как технические (hard skills), так и личностные (soft skills). Несколько лет назад пришло непреодолимое желание развиваться и с этим начало приходить понимание, как это делать.
Хакатон — это IT-соревнование
Хакатоны обычно начинаются в пятницу, длятся два дня и заканчиваются в воскресенье. Бывают и более продолжительные хакатоны, на месяц, например. Но это редко.
Участвуют обычно команды от двух до пяти человек. Некоторые хакатоны разрешают участвовать одиночкам. Хакатон может проходить офлайн или онлайн. В связи с пандемией последние два года хакатоны проводятся в основном в онлайн формате.
На хакатоне ставится одна или несколько задач (кейсы), команды за отведенное им время ищут решения поставленных задач.
Хакатон бывает разделен на несколько чек-поинтов, на каждом из которых команда должна представить экспертам текущий ход выполнения решения. По окончанию хакатона судьи выбирают победителей.
За последние годы у меня был опыт нескольких десятков хакатонов. Роли были разные, не всегда это участие в командах.
Какие роли бывают в команде организаторов
- Отраслевой эксперт. Знает все о конкретной отрасли и помогает командам идти в правильном направлении. Например, хакатон на тему работы шахтеров под землей. Тогда задача отраслевого эксперта — знать досконально любые детали о работе шахты.
- Технический эксперт (или иногда ментор). Обладает техническими знаниями и навыками в разработке кода, может консультировать по технической реализации прототипов, имеет опыт разработки и внедрения IT-решений.
- Эксперт по проверке кода. Обладает техническими знаниями и навыками в разработке кода, может оценить качество кода.
- Эксперт-ревизор. Знает, как должны работать технические эксперты и выполняет контролирующую функцию за работой экспертов и коммуникациями с командами во время проведения чек-поинтов.
- Волонтер. Помогает организаторам. Например, модерирует чат хакатона.
- Судья. Оценивает команды по набору параметров. Например: дизайн, законченность решения, техническая часть, оригинальность, насколько подходит решение для поставленной задачи.
- Организатор. Команда организаторов организует хакатон, набирает экспертов, судей, волонтеров, менторов. Отвечает за все что происходит на хакатоне.
- Спикер-ведущий. Выступает в роли ведущего хакатона. Открывает хакатон, объявляет чек-поинты, объявляет победителей.
- Спикер вебинара. Проводит мастер-класс по теме хакатона. Например, как можно работать с облачными решениями, а хакатон на тему работы с облачными решениями.
- Кейсодержатель. Представитель компании пришедшей за решением к организаторам хакатона. Может ответить на узкие вопросы по теме кейса.
Какие роли бывают в команде участников хакатона
Термин хакатон был придуман программистами, но команда состоит не только из программистов. Команда — это набор различных специалистов:
- Фронтенд-разработчик. Основная функция — разработка визуальной части сайта.
- Мобильный разработчик. Данный специалист разрабатывает визуальную часть мобильного приложения.
- Дизайнер. Дизайнер разрабатывает шаблон визуальной части будущей разработки. Фронтенд-разработчик и мобильный разработчик используют данный шаблон в своей работе.
- Бэкенд-разработчик. Его задачи: разработка серверной части сайта, базы данных. Бэкенд-разработчик
создает систему, которая получает запросы от программ фронтенд-разработчиков, обрабатывает их, записывает данные в базу данных, или читает их оттуда. - Дата-саентист. Работа со статистикой, большими данными, машинным обучением.
- Бизнес-аналитик. Обычно это лидер команды. Представляет себе, как будет выглядеть законченное решение, производит набор и управление командой. Представляет команду на хакатоне.
- Тестировщик. Тестирует разрабатываемое командой решение на наличие багов.
- Просто хороший человек. Может знать мало в каждой из областей, но быть приятным собеседником, чтобы развлекать команду.
В зависимости от направленности хакатона команды могут состоять из разного набора специалистов. Некоторые специалисты выполняют несколько ролей: например, бэкенд и лидер, или фронтенд и бэкенд.
Хакатоны не всегда решают ИТ-задачи.
Пример: На одном хакатоне где я был судьей, задачей было найти решение задачи, как сделать выборы в стране более честными.
Команды предлагали много решений, и большая часть из них была в виде концептов идей, а не в виде IT-решения.
Зачем команды приходят на хакатон
Цели у команд разные. Профессиональные команды приходят для победы и получения денежного приза. Новички ищут новые контакты, способ поднять свой уровень специалиста.
Нужно понимать, что не всегда в жизни можно заниматься только тем, что приносит деньги. Участие в хакатонах расширяет сеть знакомств, дает возможность поработать в команде, получить новый опыт при выполнении новых для себя задач.
Хакатоны проводятся во многих странах мира. Знаю точно, что это и страны СНГ, и Европа, и Индия, и США.
Есть некоторые отличия, например, хакатонов в России и в США. Главное отличие — это цель хакатона.
Хакатоны в России
Проводятся в основном для решения конкретных бизнес-задач. Например, есть известная компания со своим штатом специалистов. Но предложить идеальное решение они по какой-то причине не могут. В этом случае компания выступает в качестве кейсодержателя на хакатоне, инвестирует деньги в организацию хакатона и призы. Компания за время хакатона получает множество свежих идей от команд, и часто компания выигрывает на этом, ведь оплата специалистов в штате компании в разы дороже проведения хакатона. В некоторых случаях компания приглашает команду-победителя трудоустроиться к себе. На таких хакатонах участвуют как новички, так и профессионалы.
Хакатоны в США
Множество школ и университетов проводят хакатоны несколько раз в год. Количество проводимых хакатонов получается в разы больше, чем в России. Множество хакатонов в США направлены на развитие новичков, обычно молодых людей. Цель: не получить реализацию конкретной бизнес-задачи, а поднять IT-уровень участников. В течение хакатона проводятся мастер-классы, на которых участники узнают новые для себя технологии.
Я знаю множество IT-специалистов, которые после работы только играют в компьютерные игры. Развитие как специалиста в таком случае низкое, ведь человек не видит ничего нового в своей жизни, а только то, что происходит на работе. Участие в хакатонах дает способ порвать этот порочный круг, расширить свою сеть знакомств, получать новые знания, а в некоторых случаях и приятные денежные призы.
[ab id=”123″ group=”control”][/ab][ab id=”123″ group=”test”]А у вас был опыт участия в хакатонах?[/ab]
4К открытий4К показов